Архипастырское послание
Досточтимым пастырям, священно- и церковнослужителям и всем верным чадам Русской Православной Церкви в пределах Песоченской епархии.
Христос Воскресе!
Приветствуя друг друга этими радостными словами, мы не только выражаем радость о Воскресшем Спасителе, но и исповедуем нашу веру в будущее всеобщее Воскресение и вечную жизнь.
Христос снизошёл на землю не ради Своего блага, напротив, Он добровольно лишил себя небесного блаженства, оставив престол славы ради блага всех людей, которых Он призывает к вечной радости. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Он прошёл скорбный путь на земле, принял крестную смерть и, победив смерть, воскрес.
Своей крестной смертью Христос не только показал, но и доказал Свою безграничную любовь к человеку. «Всякое другое средство спасения человечества, — писал игумен Никон (Воробьёв),- не было бы так убедительно для сердца падшего человека, как Воплощение и распятие». Своим Воскресением Христос подтвердил истинность, учения о том, что он Бог, что у людей есть вечная душа и существует будущая жизнь. Своим Воскресением Он утверждает, что принесённая Им жертва за грехи всего мира, принята, и Его воля такова, чтобы верующие в Него наследовали небесные обители в доме Отца Его, которые Он «уготовал любящим Его» (Ин. 14:2).
А кто любит Бога? Тот, кто исполняет Его заповеди. «Если любите Меня,- говорит Господь, — соблюдайте Мои заповеди» (Ин. 147:15). И тот, кто соблюдает Его заповеди, получает благо уже здесь на земле, а потом и на небе. Кто- то может подумать: «Если Бог так любит людей, почему Он сейчас допустил страшную пандемию коронавируса?». Какова причина этой пагубы? Попытаюсь дать ответ на этот вопрос.
Наш мир устроен закономерно на различных уровнях: физическом, психическом и духовном. Самый высокий — духовный, и он оказывает воздействие на психический и физический. И если происходит нарушение духовных законов, это, непременно, отражается и на материальном уровне. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Падение нравственное всегда предшествует расстройству гражданскому, предвещает его». Святитель Иоанн Златоуст писал: «Ищи будущих благ — и получишь настоящие». В Евангелии сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится Вам» (Мф.6:33). Приложится всё необходимое в материальной жизни. Это закон твёрдый и неизменный. И, наоборот, при нарушении заповедей мы потерпим вред на земле.
В истории любого народа можно найти множество случаев, подтверждающих правоту высказывания святителя Игнатия. Приведу пример из недавней истории нашего Отечества. Накануне Великой Отечественной войны в армии была проведена чистка кадров, а в стране компания по борьбе с вредителями и «пятилетка безбожия». Все это было организовано с большевицким размахом и энергией. В результате пострадали сотни тысяч неповинных людей, а десятки тысяч были расстреляны.
Мудрый старец, духовник трёх Патриархов и братии Троицкой Сергиевой Лавры, прошедший всю Великую Отечественную войну, архимандрит Кирилл, причиной этой ужасной трагедии считал падение нравственности в нашей стране. Он говорил: «Великая и страшная Отечественная война была попущена Самим Господом за наше отступление от Бога, за наше нарушение нравственного закона Божия и за то, что пытались в России покончить с религией, с верой, с Церковью».
Для того, чтобы на земле люди были спокойны и счастливы, надо соблюдать заповеди Божии. Господь призывает нас исправить внутреннее, а потом, как следствие, исцелиться и внешне, ибо: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления «(Мф. 15:19). Наши предки это хорошо знали, и когда случалась какая- либо беда, они в своих летописях, описывая трагическое событие, всегда начинали словами: «грех наших ради…», то есть они понимали, что первопричина любой беды — нарушение заповедей Божиих. Для прекращения лихолетья призывали народ к покаянию, то есть к исправлению жизни, или иначе, к жизни по заповедям Евангелия.
Архимандрит Кирилл продолжает: «Мы видим, что война действительно обратила людей к вере и правители совсем по-иному отнеслись к Церкви, в особенности, когда вышло решение об открытии храмов. Это, несомненно, подвигло милость Божию к нашей стране, к нашей Церкви, к нашим людям. Люди не видят Бога и не знают. Но связь невидимого мира с миром вещественным непосредственная. Господь и нужных людей воздвигает и даёт им опыт и мужество..». А у фашистских захватчиков за их бесчисленные злодеяния на временно оккупированной территории ситуация изменилась к худшему. Архимандрит Кирилл приводит слова Г.К. Жукова: «Мы не узнавали некоторых немецких генералов. Они опытные военачальники стали делать крупные ошибки одну за другой. А мы стали продвигаться шаг за шагом вперёд».
Первая и главная христианская заповедь о любви к Богу и ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Мф. 22.37:40). К сожалению, этот закон бесцеремонно попирается в цивилизованном мире, который исполнен сребролюбия, корысти, лицемерия, лукавства, зависти, обмана, ненависти и т. д. Люди потеряли любовь не только к Богу, но друг к другу. А Господь даёт нам пример любви ко всем без исключения. «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми…» (МФ. 5:45) и людям заповедовал любить всех без исключения: праведников и грешников, бедных и богатых, простецов и мудрецов, друзей и врагов.
Кто-то может подумать: «Как я могу любить врагов, когда и друзей не умею любить? Это заповедь выше моих сил! Я её исполнить не могу и не буду думать об этом». Если не можем исполнить её в полном объеме, то понудим сделать то, что в наших силах: постараемся не мстить врагам, воздержимся говорить плохое о них, не будем их осуждать. И это будет делом любви, хотя и несовершенной. И это будет первым шагом на пути к высшей любви. Преподобный Исаак Сирин писал: «Не переставай радеть о добре, но побеждаемый снова вставай на борьбу…Не прекращай борьбы до самой смерти… Лучше быть нам осуждёнными за некоторые дела, а не за оставление всего».
Святой Иоанн Богослов написал: «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), то есть Его сущность — любовь, значит всё, что Он делает, Он делает из любви к людям, ради их блага. Его любовь и всемогущество допускает совершиться с нами только тому, что в конечном итоге должно послужить к нашему благу. Апостол Павел писал: «Любящим Бога всё содействует ко благу» (Рим. 8:28). Значит, и эта напасть попущена для нашего исцеления. С одной стороны, можно радоваться этому, значит, мы живы. Умерших не лечат, лечат только больных. С другой стороны, такое сильное лекарство говорит о том, что мы больны серьёзной болезнью, коль скоро применено столь сильное средство для оздоровления.
Пандемия многих встряхнула, разбудила, заставила задуматься о смысле жизни, прислушаться к голосу совести, откликнуться на доводы разума о существовании Бога и бессмертной души, обратиться от грехов к добродетели.
Господь уже не раз призывал нас к покаянию через дефолт, эпидемии птичьего и свиного гриппа, атипичной пневмонии, экономических кризисов и т. д. К сожалению, эти призывы не были услышаны. Мы не исправились. Так давайте сейчас сделаем правильные выводы и примем верное решение, сделав спасительные шаги на встречу к Богу через покаяние. Шиллер писал: «Чего не исцеляет лекарство, исцеляет железо, чего не исцеляет железо, исцеляет огонь».
На вопрос: «Достаточно ли одного праведника для умилостивления Бога?- святой Епифаний Кипрский ответил: «Бог сказал: «Если найдёте одного человека, соблюдающего правду и ищущего истину и милостив буду всему народу»(ср.Иер. 5:1). Тем более Господь умилосердится, если весь народ покается и обратится к Богу.
Господь, будучи милостивым, увидев наше живое покаяние и исправление, сменит гнев на милость и избавит нас от смертоносной язвы, как это много раз бывало и в истории нашего народа, и других народов. «Он милует,- писал премудрый Сирах, — принимающих вразумление и усердие, обращающихся к закону Его» (Сир. 18:14).
Если мы всем сердцем обратимся к Богу, завершатся печальные дни пандемии, вновь наступят радостные, светлые времена. И вновь мы возликуем и от всего сердца, из глубины души, мы с твёрдой верой воскликнем:
«Воистину воскресе Христос!»
АРХИЕПИСКОП ПЕСОЧЕНСКИЙ И ЮХНОВСКИЙ МАКСИМИЛИАН.