ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО
Оперативная сводка за 12 апреля
В течение 12 апреля на территории Чехословании, северо-восточнее и севернее БРАТИСЛАВЫ, войска 2-го УКРАИНСКОГО фронта с боями заняли город и железнодорожную станцию СКАЛИЦА и более 30 других населенных пунктов, в том числе ТРЕНЧ ТЕПЛА, ОПАТОВА, КОХАНОВЦЕ, ГАЛУЗИЦЕ, ГОРНЫ-БЗИНЦЕ, ВРБОВЦЕ, РАДЕИОВ, КАТОВ, ГОЛИЧ, КОПЧАНИ. Северо-восточнее ВЕНЫ войска фронта заняли на территории Австрии населенные пункты ДРЕЗИНГ, ЕДЕНШПАЙГЕН, ЛОЙДЕСТАЛЬ, ЗРДПРЕС, ХОХЕНРУППЕРСДОРФ, АУЭРШТАЛЬ, БОККФЛИС, АДЕРКЛАА, РААСДОРФ, ЭССЛИНГ, ГРОСС ЭНЦЕРСДОРФ и железнодорожную станцию ЗЙБЕСБРУНН, перерезав железную дорогу и шоссе ВЕНА-БРНО.
В ВЕНЕ войска 3-го УКРАИНСКОГО фронта вели уличные бои в городском районе, расположенном между Дунайским каналом и рекой ДУНАЙ, где заняли более 60 кварталов. Западнее и юго-западнее города СОМБАТЕЛЬ войска фронта, продолжая наступление, заняли на территории Австрии город ГЮССИНГ (НЕМЕТУЙ- ВАР) и более 40’других населенных пунктов, в том числе МАРКТ АЛЛАУ, ОЛБЕНДОРФ, ОБЕР-НЕЙБЕРГ, МИХЕЛЬ, ЧАНШЕНДОРФ, ШТЕЙНГРАБЕН, ЕЛЬТЕНДОРФ. В боях за 11 апреля войска фронта взяли в плен более 5.000 солдат и офицеров противника и захватили следующие трофеи: танков и самоходных орудий — 34, бронетранспортеров — 38, полевых орудий — 208, пулеметов — 270, автомашин — 498, тракторов и тягачей — 187, паровозов — 34, железнодорожных вагонов — 1.535, складов с военным имуществом — 17.
На других участках фронта — существенных изменений не было.
За 11 апреля на всех фронтах подбито и уничтожено 50 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 22 самолета противника.
Северо-восточнее Вены войска 2-го Украинского фронта с боями продвигались вперед. Немцы ввели в бой еще одну танковую дивизию, крупные силы пехоты и неоднократными контратаками пытаются не допустить выхода наших частей на тылы своей венской группировки. Преодолевая упорное сопротивление противника, наши войска овладели железнодорожной станцией Эйбесбрунн и перерезали железную и шоссейную дороги Вена-Брно. Таким образом, в распоряжении немецких войск, действующих в районе Вены, осталась одна железная дорога, идущая вдоль северного берега Дуная на северо- запад.
В боях за освобождение Вены советские бойцы проявляют высокую воинскую выучку, смелость и отвагу. На одной улице немецкий танк сильным огнем препятствовал продвижению нашей пехоты. Гвардии старший сержант Бурлаков подполз к вражескому танку и бросил бутылку с горючей смесью. Танк загорелся. Немецких танкистов, пытавшихся спастись бегством, сержант уничтожил огнем из автомата. Отделение сержанта Плоходова атаковало дом, в котором укрепились гитлеровцы. Наши бойцы ворвались в дом, уничтожили группу немцев и взяли в плен 9 солдат противника. Гвардии красноармеец Валетов в течение дня уничтожил семь немецких солдат и одного офицера.
Взятый в плен немецкий полковник Ганс Янус рассказал: «В течение долгих месяцев воинские части и гражданское население строили оборонительные сооружения на территории Померании. Мы считали, что у этих мощных укреплений русские войска будут остановлены. Однако наши расчеты не оправдались. Красная Армия сорвала и опрокинула планы немецкого командования. В Померании советские войска окружили и уничтожили ряд немецких соединений. Дивизия «Меркши-Фридланд» была сформирована в конце января 1945 года. Новая дивизия просуществовала очень недолго и была разбита. Оставшиеся в живых солдаты разбрелись по лесам и были взяты в плен».
Минометчики на улицах Вены
(от специального корреспондента «Красной звезды»)
За последние два дня много пришлось поработать на улицах Вены батарее тяжелых минометов лейтенанта Красильникова.
Выдержав многочасовую дуэль с немецкими артиллеристами на южной окраине города, минометчики получили приказ продвинуться по очищенной от врага улице к парламенту и занять огневую позицию возле этого здания. Командир дивизиона майор Прибытков осмотрел район парламента и нашел, что обширный сад напротив здания самое подходящее место для огневой позиции.
Лейтенант Красильников, не спавший две ночи, как и все его бойцы, расставил минометы между зелеными каштанами сада, послал связного к штабу дивизиона и лишь после этого осмотрелся вокруг.
Напротив, сквозь чугунную решетку сада было хорошо видно величественное белое здание парламента со старинными колоннами золотистого цвета. Наши танки и пехота настолько стремительно прорвались сюда, что немцы не успели взорвать это прекрасное сооружение.
Вскоре телефонист доложил, что связь со штабом дивизиона налажена. Сейчас же командира батареи вызвал к телефону начальник штаба.
— Вам, товарищ лейтенант, нужно начать усиленный обстрел сорок шестого квартала. Там стоят две немецких батареи, и засело до полка пехоты. Запишите данные, ждите команды.
Минометы были заряжены увесистыми хвостатыми минами, и наводчики уже держали в руках черные шпуры. Все ждали короткого, энергичного слова «огонь».
— Огонь! — крикнул телефонист.
— Огонь! — громко повторил командир батареи, и сильный грохот расколол тишину темнеющего сада. За первым залпом последовал второй, затем третий, четвертый… наконец, двадцатый. Потом снова неожиданно наступила тишина. Через несколько минут с наблюдательного пункта сообщили, что немецкие батареи подавлены.
— Благодарю за отличную стрельбу! — передал майор Прибытков.
Прошло с полчаса. Последовал новый приказ приготовиться к бою по новым целям. Еще раз прозвучала короткая команда, и загрохотали в саду минометы. В течение этой трудной ночи батарея Красильникова принималась стрелять 14 раз, всё увеличивая число залпов. Утро выдалось ясное. Легкая пелена тумана над Дунаем скоро рассеялась, и в лучах утреннего солнца здание австрийского парламента выглядело розоватым и свежим, словно умытым.
— Хорош домик! — произнес командир миномета младший сержант Ежиков. — И счастье твое, домик, что жив остался. Сберегли тебя русские…
Над парламентом уже развевались победные флаги. Их укрепили на куполе здания жители Вены, благодарные русским за освобождение центральных районов столицы от фашистских варваров. Ветер с Дуная раздувал флаги. Мимо сада шли наша пехота, артиллерия, танки, чтобы гнать дальше разбитого врага. Эту картину наблюдал только один часовой. Усталые минометчики сладко спали.
Капитан В. КУРБАТОВ.
3-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ (По телеграфу).