Они были патриотами…
( Окончание. Начало в номерах 14, 15).
Наши будущие герои, как и все крестьянские дети, воспитывались в строгости и непререкаемом авторитете к родителям. Никакого панибратства и равенства между ребенком и его родителями не было и не могло быть. К малышу присматривались, и уже до того, как он мог приносить пользу семье, выполняя небольшие поручения, родители примерно представляли, кто из него может вырасти.
Тяжеловатым было детство для деревенских ребят Петра, Николая и Андрея. Дети с раннего возраста принимали посильное участие в жизни своей семьи. Поручения не принято было оспаривать — авторитет родителей, особенно отца, был непререкаемым. С малых лет мальчишки приучались ухаживать за скотиной, помогать по дому, выращивать хлеб, косить траву, помогать в заготовке хвороста и дров, помогали в поле и изготовлении необходимых в хозяйстве вещей: сбруи, деревянной мебели. Основы сельскохозяйственного труда ребенок постигал в первые 7 лет. После семи лет все обязанности детей приобретали четкое разделение по полу. Если девочки в основном ухаживали за младшими в семье детьми, работали на огороде, мальчиков учили пахать, сеять, молотить. Особенное значение придавалось умению ухаживать за скотиной и главной кормилицей — лошадью. Это дело поручалось мальчикам. Они пасли лошадей, выводя их в ночное, умели запрягать и ездить на них, водили на водопой.
К 14 годам подросток становился полноценным работником, и все сельскохозяйственные операции мог проделать самостоятельно.
Андрей Шубин, закончив 8 классов, не остался в деревне, работал на ст. Фаянсовая, а затем пошел трудиться грузчиком на Песоченский фаянсовый завод. В 21 год был призван в армию, а в 1939 году — демобилизовался. Служба в армии закалила Андрея. За это время он возмужал, растворились мальчишеские иллюзии. На пороге стояла война. И уже в первый месяц войны он вновь, по приказу Родины, был призван в РККА. Тогда ему исполнилось уже 25 лет, в военкомате долго не задумывались, куда отправить воевать Шубина. Двухгодичный опыт военной службы пригодился Андрею, и он был направлен на краткосрочные офицерские курсы пехотного училища. А в сентябре 1941г. принял боевое «крещение» в действующей армии на фронте.
Николай Куракин после окончания 4 классов начальной школы переехал в рабочий поселок Песочня. Нужно было зарабатывать деньги и помогать семье. Поэтому пошел работать, как и многие его сверстники, на фаянсовый завод. Несмотря на тяжелый труд, Николай находил время для учебы на рабочем факультете. Тяга к знаниям и упорство позволили ему поступить в 29 лет в Воронежский машиностроительный институт. Но с мечтой, которой грезили, наверное, все мальчишки предвоенных лет, стать летчиком — не расставался. Страсть к небу и желание его покорить привели Н.С.Куракина в местный аэроклуб. В 1934 году он сделал окончательный выбор и со второго курса института он перешёл в 14-ю Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков, которую закончил в 1937 году. По итогам боевой подготовки эта школа летчиков была признана в этом же году лучшей военной школой пилотов. Боевой опыт летчика лейтенант Н.С. Куракин получил на советско-финской войне 1939-1940 годов. А к началу Великой Отечественной войны Николай Семенович был уже командиром воздушного корабля ТБ-3, в экипаж которого входили восемь человек.
О летном мастерстве Куракина говорит даже такой исторический факт: в один из дней войны он смог посадить свой самолет на неподготовленном поле вблизи родной деревни Соломоновка. Смотреть на крылатую «диковинку» собралось все село. Об этом до сих, как о легенде, говорят местные жители.
Если Куракин и Шубин встретили войну уже зрелыми мужчинами, за плечами которых были уже и опыт военной службы, боевой опыт войны, то Петру Марковичу Зюлькову к началу войны исполнилось только 17 лет. Петр, будучи старшим в семье, после окончания семилетней школы работал в родном колхозе. И на своих плечах испытал тяжесть немецкой оккупации в первый год войны. Приходилось и прятаться от немцев в погребе, и защищать младших братьев и сестру от фашистских солдат.
Освобождение г. Кирова после 3 месяцев оккупации произошло в ходе Московской битвы 10-11 января 1942 г. силами 330 стрелковой дивизии 10 армии Западного фронта. А в феврале 1942 года Кировским РВК Петр Зюльков был призван в армию и направлен на краткосрочные офицерские курсы. С 23 февраля 1942 года П.М. Зюльков, приняв огневой взвод в составе 544-го минометного полка, воевал в Кировском и Людиновском районах.
Родина — то место, куда человека «тянет» всей душой и сердцем, куда бы ему хотелось возвратиться, не взирая ни на какие преграды и обстоятельства; то место, за которое он стоит «горой» и стремится защитить, сохранить и сберечь его.
Военное время даже для деревни было непомерно тяжелым. Не хватало еды, вещей самой первой необходимости. И с большой теплотой передают еще живущие родственники эпизод, когда Петр на белом коне приехал в Коновку и привез в семью так необходимые тогда два куска мыла и куль пшена.
Ответ на вопрос об истоках героизма простых деревенских парней, заданный мной в начале рассказа, пришел сам собой. Эти самые обыкновенные мальчишки очень любили свою Родину, большую и малую, свою семью. Сейчас, к нашему большому сожалению, это понятие любви к Родине все чаще вымывается из нашего сознания. Автор смеет утверждать, что любовь к Родине — это чувство гордости за свою страну, отчизну или тот уголок Земли, что человек считает своей Родиной, как бы ей не приходилось тяжело. Быть может, вы спросите: «А за что её можно любить?», отвечу, что Родину можно любить и уважать просто так, а не за что-то: за то, что она у нас есть; за поля, леса, моря, океаны, да просто за то, что мы здесь родились и живём! Все это можно назвать просто одной фразой: «Быть патриотом своей Отчизны!»
Алексей Шестаков