«…строить … завод, домну и молотовые амбары…»

«…строить … завод, домну и молотовые амбары…»

Кировский чугунолитейный завод  является одним из старейших не только в Калужской области, но и в Центральной России. В этом году нашему, без всякого преувеличения,  «кормильцу» исполняется 275 лет. Очень много воды утекло с тех пор, были  в его истории и взлеты, и падения. Но для нашего города он всегда неизменно оставался, градообразующим предприятием, источником основных доходов населения.

Великий российский учёный Михаил Ломоносов об истории славян писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Мы думаем, что и нашим читателям небезынтересна история создания, становления и развития завода. Мы выражаем искреннюю благодарность директору нашего краеведческого музея А.А. Бауэру, председателю Совета ветеранов Кировского завода В.А. Курочкиной,  которые любезно согласились и помогли нам в поисках исторических материалов.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/50129/pub_5cc6800f13574e00b23c4fd7_5ceb98daae6fed00b3fbe481/scale_1200

 На дворе стоял 1744 год. На троне российском младшая дочь Петра I и Екатерины I Императрица Елизавета Петровна, которая продолжила дело своего отца. Ничем особым этот год не отличался от других, за исключением разве, что в этом году Елизавета отменила в России смертную казнь и заменила ее на порку, страна перешла на правостороннее движение.

В феврале этого года калужские купцы-братья Иван и Петр Золота­ревы арендовали участок пустой, не обрабатываемой земли в Серпейском уезде, Фаминицком (Фоминичском) стане у мест­ного помещика, лейтенанта военно-морского флота Алексея Лопухина с целью постройки железного завода. Но в связи с тем, что у братьев в это время сгорели все дома и имущество, Золотаревы вынуждены были взять к себе в дело компаньонов: калужан, братьев Михаила и Ивана Фалеевых, которые внесли свою долю — 10 тыс. руб. «для произведения заводского». Золотаревы и Фалеевы арендовали «порозжую землю, что исстари была деревня Слободка по речке Песоченке и по речке Тужате (Ужати), с лесами и с сенными покосьями, со всеми угодьями» сроком на 10 лет, с уплатой 50 руб. в год.

В мае того же года «компанейщики» подали челобитную в Берг-коллегию, прося разрешить им построить молотовый завод на реке Песоченке..

Созданная в 1719 году по Указу Петра –I,  Берг-коллегия руководила горнорудной промышленностью России. Она ведала всеми делами, связанными с добычей полезных ископаемых и металлургией: от лабораторной экспертизы руд и строительства горных заводов до технической помощи горнопромышленникам и освобождения мастеровых от рекрутской повинности. Берг-коллегия имела очень большое значение для развития российской металлургии, она занималась припиской крестьян к заводам,  и в тоже время осуществляла надзорные и карательные меры в отношении работников заводов. Кстати, запрещалось вмешиваться в заводские дела гу­бернским и воеводским канцеляриям. Для «со­держания и произведения заводов» владельцам разрешалось по­купать деревни и до 400 душ крестьян, а также земли и леса.

Восемнадцатое столетие было временем становления и развития российского бюрократизма, однако прошение калуж­ских купцов и заводчиков было рассмотрено довольно быстро: не прошло и месяца, как Берг-коллегия повелела: «Золотаревым и компанейщикам их Фалеевым строить железный и водяной завод, домну и молотовые амбары сильною рукою, и о построении того завода ра­портовать им в год по дважды, в январе и июле».

Решение Берг-коллегии оформлялось как воля императора. Следовательно, мы смело можем говорить о том, что наш завод основан по Указу Императрицы Всероссийской  Елизаветы Петровны.

https://artchive.ru/res/media/img/ox800/work/ee8/71111.jpg

20 июня купцы начали строить доменный и молотовый завод на реке Песоченке. Однако денег на постройку завода не хватало. Чтобы как-то свести концы с концами  в декабре 1744 г. строящийся завод был заложен за 10 тыс. рублей барону А. Г. Строганову. Фактически калужские купцы взяли ссуду под залог не­движимого имения, что и позволило им в 2 декабря 1745 г. запустить  домну и произвести первую плавку чугуна. Эта дата и является днем основания завода. Кроме производства чугунной посуды и печного литья часть чугуна шла в переделку в железо. Из него изготавливалось большое количество разнообразных изделий: от полосового железа и гвоздей до деталей машин и механизмов.

Закладка завода, позже получившего название Верхнепесоченского железоделательного и молотового, послужила основанием для того, чтобы с него вести летоисчисление нашего города.

Наличие близлежащих запасов сырья удешевляло производство, а выгодное географическое положение — связь с Болвой — давала возможность отправлять продукцию в ближайшие районы и на юг.

По всей видимости, у купцов Золотаревых и Фалеевых не хватило сил и финансовых средств содержать заводы так далеко от  Калуги, где они занимались торговыми и ремесленными делами. Но после просрочки очередного платежа  в сентябре 1747 г. песоченский завод отошел в собственность  барона А. Г. Строганова.

Интересы нового владельца уже в основном были связаны с про­мышленным освоением Урала, поэтому он даже не стал укреплять и расширять производство, а в мае 1749 г. продал «оный завод со всяким на нем каменным и деревянным строением и с каструментом и с имеющимся при них людьми» коллежскому асессору А. А. Гон­чарову. прадеду Натальи Гончаровой ( жены А. С. Пушкина); ему и его потомкам в дальнейшем завод принадлежал 90 лет.

К тому времени Афанасий Абрамович уже имел немало заводов и фабрик, земель и крепостных крестьян в Калужской, Московской и других губерниях. Центром гончаровских владений был поселок Полотняный Завод недалеко от Медыни.

С покупкой Песоченского завода Гончаров развивает новую отрасль в своем промышленном хо­зяйстве — металлургическую. Будучи энергичным и рачительным хозяином, он с помощью своих доверенных лиц изучает Серпейский и Брянский уезды с целью промышленного освоения железорудных месторождений. Сообщая об этом в апреле 1750 г. в Берг-коллегию, Гончаров просил разрешения построить в трех верстах от Пссо­ченского доменного завода «молотовые анбары», мотивируя  про­сьбу тем, что выплавляемый на заводе чугун весь в железо перера­ботать нельзя. В мае месяце Берг-коллегия такое разрешение дает. Гончаров устраивает при заводах плотины, вода из которых поступала по трубам и приводила в движение «вододействующие» колеса. Известен в истории завода такой факт: в октябре 1782 г. плотину Верхнего озера прорвало и были повреждены заводские строения — домна, молотовая фабрика, лесопильная мельница, вследствие чего до весны следующего года за­вод не  работал.

Продолжение следует.

Алексей Шестаков

Maya

Добавить комментарий