«…строить … завод, домну и молотовые амбары…» Продолжение.
Продолжение. Начало от 04.06.2020. в номере №23.
В 1752 году А. А. Гончаров построил Нижнепесоченский молотовый завод. На протяжении XVIII-XIX вв. заводы выпускали предметы печного и кухонного литья, различные утилитарные и художественные изделия — как из чугуна, так и железа.
Несмотря на действующее в России запрещение покупки деревень к фабрикам, Екатерина II именным указом 1783 г. разрешила Гончарову и его детям покупать к своим мануфактурам и заводам деревни с крестьянами, Используя в полной мере это высочайшее благодеяние, Афанасий Абрамович стал еще более энергично скупать населенные земли с целью подготовки из крепостных кадров работных людей. Вывезенные крестьяне приспосабливались к заводской деятельности, а оставшиеся в селах совмещали землепашество с обслуживанием песоченских заводов.
На рубеже 50-60-х гг. XVIII в. Афанасий Абрамович делает новые земельные приобретения неподалеку от песоченских заводов: село Погост со 129 душами и деревню Жилино с 65 душами. Крестьяне этих сел также используются на заводских работах. По сведениям 1761 г., на песоченских заводах трудилось 872 работных человека, в т. ч. 25 душ приписных, т. е. не принадлежащих заводчику. В это время на заводах работали доменные мастера Кузьма и Федор Андросовы, Григорий Кашин, Даниил Жердев, Иван Серафимов, Михаил Петухов, Иван Богданов, Василий Макаров. Иван Матвеев, Василий Мошков и другие, всего около 40 человек.
Как свидетельствуют документы, в 1785 году на Верхнепесоченском заводе функционировали одна домна, восемь горнов с шестью молотами. Чугуна ежегодно выплавлялось до 35 тыс. пудов, из которого в железо перерабатывалось до 5 тыс. пудов. На Нижнепесоченском заводе действовало 6 горнов с 6 молотами, которые перерабатывали привозимый с Верхнего завода чугун в железо до 15 тыс. пудов в год.
Песоченские заводы при Гончаровых выпускали различные изделия кухонного и печного литья — котлы, горшки, сковороды, колосники, дверки, полудверки, а также значительное количество других изделий, необходимых в быту и сельском хозяйстве — гири весовые, гвозди 12 типов, подковы, лопаты, лемехи, петли и замки дверные, наковальни, плуги, а также полосовое и листовое железо, сталь бочковую и плотачную и т. п.
Главная контора для управления заводами в это время находилась в селе Песоченский Завод, где были построены нижний этаж здания заводоуправления, двухэтажный усадебный дом, , ряд других производственных, хозяйственных и жилых зданий, церковь Рождества Богородицы, разбиты парк и т. п.
Исследования А. Бауэра повествует о том, что вопрос о функционировании заводов при Голынских является малоизученным. Однако согласно сведениям, дошедшим до нас через память поколений, песоченцам жилось при Голынских худо, хозяева довели заводы и работных людей до полного обнищания. Возможно, неспособностью В. И. Голынского управлять работой заводов и объясняется его прошение от 7 апреля 1826 г., направленное на Высочайшее имя. В нем Викентий Иванович просил разрешить ему, «по употреблении на выплавку чугуна и выделку железа всех заводских припасов и материалов», действие горных заводов прекратить, а завести в своих заводских имениях ферму овец-меридосов, суконную фабрику, стекляный и поташный заводы. Людей заводских третью часть «употребить к суконной фабрике, а две части оставить для образстания хлебопашества и для надобностей при заводимой мериновой ферме».
Высочайшее разрешение на этот счет было получено, однако В. И. Голынский не стал закрывать заводы, а решил все-таки продать их. Что послужило для этого причиной, пока неизвестно. Источники достоверно свидетельствуют одно: уже взрослые сыновья JI. И. Голынской Степан и Александр продали 25 мая 1839 г. секунд-майору И. А. Мальцеву «недвижимое имение, состоящее в село Песочне или Песоченский Завод, Верхний и Нижний, с принадлежащими к ним заводскими крестьянами, писанными по 8-й ревизия, 1098 мужского пола душами».
Мы уже упоминали, что род Гончаровых владел заводами почти столетие. Кто-то умирал, кто-то уходил в отставку. Но все они внесли свою лепту в строительство и развитие нашего завода. Так закончился «гончаровский» век в его истории.
Алексей ШЕСТАКОВ.
(Продолжение следует).