Народные мстители

Народные мстители

День партизан и подпольщиков — памятная дата в России, которая отмечается 29 июня в десятый раз.

Он установлен Государственной думой России в марте 2009 года по инициативе  наших соседей — Брянской областной Думы «в знак памяти самоотверженной борьбы в тылу врага партизан и подпольщиков, внесших значительный вклад в победу советского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». Основанием для установления памятной даты явился выход 29 июня 1941 года Директивы Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным, советским, профсоюзным и комсомольским организациям создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с немецкими войсками.

Вклад партизанских отрядов в победу над врагом невозможно переоценить. Благодаря действиям партизан захватчики не могли чувствовать себя в безопасности даже в глубоком тылу. Это оказывало на гитлеровцев колоссальное моральное давление.

Всего за годы войны в тылу врага действовали более одного миллиона подпольщиков и партизан всех возрастов, включая женщин и детей. Партизанами уничтожили и захватили в плен более 1 млн. захватчиков и коллаборационистов, уничтожили более 4000 вражеских танков и бронемашин, 65000 автомобилей, подбили и уничтожили на земле 1100 самолетов противника, разрушили и повредили 1600 железнодорожных мостов, пустив под откос 20000 немецких эшелонов!

Велик вклад в борьбу с фашистскими захватчиками кировских подпольщиков, партизан действовавших на территории района и прилегающих местностях. 

Сразу после объявления о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз, в нашем районе началась мобилизация военнообязанных граждан. Сотни людей вызвались добровольно идти в ряды Красной Армии. Люди непризывных возрастов записывались в ряды народного ополчения. Так, например, в середине июля только в депо Фаянсовая записались в народное ополчение 97 рабочих и служащих.  Для борьбы с вражескими парашютистами был создан кировский истребительный батальон. Свое боевое крещение он принял 31 августа в районе села Дуброво и деревни Барсуки, куда фашисты выбросили два десанта.

В конце июня – начале июля 1941 г. в с. Нагорное на базе дома отдыха была организована  разведывательно-диверсионная школа, которая, готовила подпольщиков и партизан. Кадры для обучения в ней подбирал Кировский райком партии. К ноябрю этого года школа выпустила несколько групп партизан и подпольщиков, специально обученных для борьбы с врагом на его территории. 66 человек выпускников этой школы составили сформированный партизанский отряд  «За Родину» во главе с командиром  А. Григорьевым и комиссаром  И.Б. Залипаевым. В с. Любунь Спас-Деменского района личный состав отряда экипировали, выдали оружие, боеприпасы, сухой паек, дали радиста с рацией, назначили проводника – местного жителя, чтобы, форсировав, пройти в немецкий тыл. При попытке форсировать р. Десну отряд напоролся на немцев, был обстрелян, проводник и несколько бойцов – убиты и ранены. Был также ранен и выбыл из строя командир отряда А. Григорьев. С этого времени командиром и комиссаром в одном лице стал И.Б. Залипаев. Он доложил о случившемся в штаб 43- й армии, который выделил в помощь отряду 90 автоматчиков. И пока те вели бой, отвлекая внимание немцев, партизаны сумели незаметно преодолеть линию фронта и углубиться в тыл противника. Первая боевая операция отряда прошла на железнодорожном перегоне Ельня – Коробец – подорвали немецкий состав с живой силой и боевой техникой. Отряд осуществлял диверсии, проводил разведку, сбор информации, уничтожение небольших подразделений противника, захват трофеев и пр. на территории Ельнинского, Стодолищенского, Рославльского районов Смоленской, Рогнединского, Жуковского, Клетнянского районов Брянской области, а также иногда в Кировском и Куйбышевском районах нынешней Калужской области.

4 октября 1941 г. г. фашисты заняли Киров и в течение последующей недели всю территорию Кировского района. Гитлеровцы установили жестокий оккупационный режим, сопровождавшийся массовыми репрессиями против мирных жителей и уничтожением всех, кто боролся против оккупантов, кто помогал воинам Красной Армии. Не в силах терпеть унижения и издевательства со стороны врага, кировские патриоты встали в ряды Сопротивления. В городе возникло патриотическое подполье. Так, по заданию штаба партизанского отряда «За Родину» бывший техник кировского горкомхоза П.В. Прокопчин стал служить бургомистром поселка при ст. Фаянсовая. Под его руководством работала подпольная группа во главе с партизаном Михаилом Прохоровым. На счету у этой группы много успешных боевых операций. На чугунолитейном заводе очень результативно действовала подпольная группа во главе с Николаем Ивановым. Она осуществляла многочисленные диверсии на заводе и организовывала саботаж рабочими и служащими завода распоряжений гитлеровских властей. В Дуброве подпольной группой руководили А. Козелкова и А. Кузнецов, позже ставший отличным разведчиком и отличным автоматчиком в составе 330 й стрелковой дивизии. 

Тягаевский партизанский отряд начал действовать на северо-западе района уже с октября 1941 г.. На боевом счету отряда – несколько крупных операций по разгрому немецких подразделений, порча вражеских коммуникаций, минирование дорог, взятие «языков», вывод с оккупированной территории в советский тыл подлежащих военному призыву молодых людей, пропагандистско-агитационная работа среди населения. В январе 1942 г., после освобождения силами 330-й стрелковой дивизии Кирова, в Потоловский лес был выброшен десант, который присоединился к отряду. На боевом счету отряда – несколько крупных операций по разгрому немецких подразделений, порча вражеских коммуникаций, минирование дорог, взятие «языков», ведение разведки, вывод с оккупированной территории в советский тыл подлежащих военному призыву молодых людей, антифашистская агитация среди населения (распространение рукописных листовок со сводками Совинформбюро). Местные подростки собирали в лесу оружие, боеприпасы, вещи военного назначения и приносили партизанам. Действиям партизан в значительной мере способствовало то обстоятельство, что в северо-западном направлении от Кирова и до Спас-Деменска не было сплошной линии вражеской обороны, а гарнизоны противника находились в отдельных крупных селах. Это облегчало партизанам маневрирование, маскировку, а также скрытное передвижение из одной деревни в другую. Вот только один пример из боевой деятельности тягаевских партизан. . В июне 1942 г., когда Киров уже был вновь советским, партизаны Тягаевского  отряда оказали большую помощь выходившим из вражеского тыла после героического пятимесячного рейда по тылам врага конникам 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта П.А. Белова и бойцам 4-го воздушнодесантного корпуса генерал-майора А.Ф. Казанкина. Партизаны, многократно пересекая линию фронта, помогали изможденным окруженцам добраться до войск 10-й армии, где их тут же отправляли в госпитали. После того как в августе 1942 г. советскими войсками была полностью освобождена территория Тягаевского сельсовета, все бойцы отряда влились в состав действующей армии.

 С 28 ноября 1941 г. по 20 е числа января 1942 г. на территории Кировского, Людиновского и Жиздринского районов нынешней Калужской области действовал разведывательно-диверсионный отряд Особой группы при наркоме НКВД «Митя» под командованием капитана госбезопасности Д.Н. Медведева, впоследствии Героя Советского Союза. Отряд провел десятки мелких и крупных диверсий и своей организационной и координирующей деятельностью среди местных партизанских отрядов заложил основы будущего Брянского партизанского края (куда входили и южные районы нынешней Калужской области). В ночь с 24 на 25 декабря 1941 г. отряд чекистов «Митя» совместно с кировскими, людиновскими и жиздринскими партизанами провел комбинированную операцию под названием «Ночь под Рождество».

Примером большого гражданского мужества и патриотизма может служить деятельность врачей Кировской (Песоченской) районной больницы в период немецкой оккупации Кирова, которые спасли от неминуемой смерти и отправки в концлагерь около 150 раненых красноармейцев и командиров Красной Армии. Фактически у немцев под носом действовал советский подпольный госпиталь. Его возглавлял врач этой больницы Н.Л. Гернбергер. С приближением фашистов к Кирову он неудачно пытался эвакуироваться, но смог доехать только до г.Козельска. Вернувшись в Киров, узнал, что местная больница полна советскими ранеными. Будучи этническим немцем и отлично владея немецким языком, он вошел в доверие к оккупантам и был назначен заведующим больницей. Из местных работников больницы он набрал медперсонал. Вместе с Н.Л. Гернбергером трудились врачи Н.Н. Соколов, З.Д. Гайченко, А.К. Бориванова. В декабре к ним присоединился врач из военнопленных Л.А. Маркин. Работали медсестры и фельдшера Толкачев, Патина, сестры Брынцевы, Толпыгина, Федосова, Барбашева, сестры Малаховы. Узнав, что на ст. Занозная стоит вагон с перевязочными средствами, Н.Л. Гернбергер сумел выхлопотать часть средств для больницы.

Кировские патриоты помогали снабжать больницу топливом и продуктами. Чтобы спасти раненых от перемещения в концлагерь, Н.Л. Гернбергер объявил оккупантам о нахождении в больнице инфекционных тифозных больных. Были вывешены соответствующие таблички. Кроме того, он выхлопотал для некоторых врачей, медсестер и фельдшеров пропуска для передвижения по городу и району в любое время суток якобы для борьбы с сыпным тифом и другими болезнями среди местного населения. Это позволило некоторым работникам из медперсонала установить контакты с местными патриотами, а также встречаться с партизанскими разведчиками.

   Когда в Киров 11 января 1942 г. вступили советские части, им были переданы все спасенные раненые.

Это лишь маленькая страничка в славной летописи боевых действий партизан и подпольщиков — наших земляков.

По материалам интернет источников  Алексей Шестаков

Подробнее — в статье А.С.Шелаева « 32 рейда в тыл врага» https://kirmuseum.ucoz.ru/publ/1-1-0-20 )

Maya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *