Народные мстители
( Продолжение. Начало в предыдущем номере).
Местные подростки собирали в лесу оружие, боеприпасы, вещи военного назначения и приносили партизанам. Действиям партизан в значительной мере способствовало то обстоятельство, что в северо-западном направлении от Кирова и до Спас-Деменска не было сплошной линии вражеской обороны, а гарнизоны противника находились в отдельных крупных селах. Это облегчало партизанам маневрирование, маскировку, а также скрытное передвижение из одной деревни в другую. Вот только один пример из боевой деятельности тягаевских партизан. . В июне 1942 г., когда Киров уже был вновь советским, партизаны Тягаевского отряда оказали большую помощь выходившим из вражеского тыла после героического пятимесячного рейда по тылам врага конникам 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта П.А. Белова и бойцам 4-го воздушнодесантного корпуса генерал-майора А.Ф. Казанкина. Партизаны, многократно пересекая линию фронта, помогали изможденным окруженцам добраться до войск 10-й армии, где их тут же отправляли в госпитали. После того как в августе 1942 г. советскими войсками была полностью освобождена территория Тягаевского сельсовета, все бойцы отряда влились в состав действующей армии.
С 28 ноября 1941 г. по 20 января 1942 г. на территории Кировского, Людиновского и Жиздринского районов нынешней Калужской области действовал разведывательно-диверсионный отряд особой группы при наркоме НКВД «Митя» под командованием капитана госбезопасности Д.Н. Медведева, впоследствии Героя Советского Союза. Отряд провел десятки мелких и крупных диверсий и своей организационной и координирующей деятельностью среди местных партизанских отрядов заложил основы будущего Брянского партизанского края (куда входили и южные районы нынешней Калужской области). В ночь с 24 на 25 декабря 1941 г. отряд чекистов «Митя» совместно с кировскими, людиновскими и жиздринскими партизанами провел комбинированную операцию под названием «Ночь под Рождество».
Примером большого гражданского мужества и патриотизма может служить деятельность врачей Кировской (Песоченской) районной больницы в период немецкой оккупации Кирова, которые спасли от неминуемой смерти и отправки в концлагерь около 150 раненых красноармейцев и командиров Красной Армии. Фактически у немцев под носом действовал советский подпольный госпиталь. Его возглавлял врач этой больницы Н.Л. Гернбергер. С приближением фашистов к Кирову он неудачно пытался эвакуироваться, но смог доехать только до г.Козельска. Вернувшись в Киров, узнал, что местная больница полна советскими ранеными. Будучи этническим немцем и отлично владея немецким языком, он вошел в доверие к оккупантам и был назначен заведующим больницей. Из местных работников больницы он набрал медперсонал. Вместе с Н.Л. Гернбергером трудились врачи Н.Н. Соколов, З.Д. Гайченко, А.К. Бориванова. В декабре к ним присоединился врач из военнопленных Л.А. Маркин. Работали медсестры и фельдшера Толкачев, Патина, сестры Брынцевы, Толпыгина, Федосова, Барбашева, сестры Малаховы. Узнав, что на ст. Занозная стоит вагон с перевязочными средствами, Н.Л. Гернбергер сумел выхлопотать часть средств для больницы.
Кировские патриоты помогали снабжать больницу топливом и продуктами. Чтобы спасти раненых от перемещения в концлагерь, Н.Л. Гернбергер объявил оккупантам о нахождении в больнице инфекционных тифозных больных. Были вывешены соответствующие таблички. Кроме того, он выхлопотал для некоторых врачей, медсестер и фельдшеров пропуска для передвижения по городу и району в любое время суток якобы для борьбы с сыпным тифом и другими болезнями среди местного населения. Это позволило некоторым работникам из медперсонала установить контакты с местными патриотами, а также встречаться с партизанскими разведчиками.
Когда в Киров 11 января 1942 г. вступили советские части, им были переданы все спасенные раненые.
Это лишь маленькая страничка в славной летописи боевых действий партизан и подпольщиков — наших земляков.
По материалам интернет источников Алексей Шестаков
Источник: https://kirmuseum.ucoz.ru/publ/1-1-0-20