Соблюдать чистоту и порядок
Посещение места поминовения усопших — важнейшее действие тех, кто помнит своих уже умерших близких, родных и чтит их. Поминальные походы на погост проводятся несколько раз в году по определенным церковным праздникам, родительским субботам и т.д. В юбилейный год Победы чиновники, волонтеры, школьники и обычные люди, помимо городских и деревенских погостов, посещали еще и места воинских захоронений.
Побывав на одном из таких захоронений, решила поделиться с тобой, дорогой читатель. Ну, теперь по порядку.
В годы войны на территории бывшего поселка Жилино (ныне он входит в городскую черту) возникла братская могила, где были похоронены советские воины. В 1965 году установлен памятник: на кирпичном фундаменте сооружен постамент, на котором установлена железобетонная скульптурная фигура скорбящей женщины. У подножия памятника на стилобате установлены 16 мемориальных плит, на пятнадцати из которых значатся имена похороненных здесь воинов, а на шестнадцатой — надпись: «Вечная слава героям, павшим в боях за нашу Родину 1941 — 1945 гг.», а над ней — изображение пятиконечной звезды. Могила обнесена металлической оградой. Вокруг растут кусты и деревья. Исходя из данных Геопортала, в книге Памяти Великой Отечественной войны Калужской области (1941-1945) в братской могиле под № 251 (учетный номер в реестре воинских захоронений) находятся: 371 — погибший. Из паспорта (учетной карточки) к захоронению 314 (из них 27 неизвестных).
Расположена данная братская могила на кладбище. Наверное, именно поэтому там можно увидеть такую картину: разбросанная еда, сладости, фрукты. Вопрос о том, можно ли брать еду на кладбище, по сей день спорный. Одни родственники умерших верят, что продукты следует оставлять на могиле для удовлетворения физических потребностей покойного, другие — что пищу заберут приближенные к Богу нищие и помолятся за умершего, третьи же не приносят еду на могилы вовсе.
Первые упоминания о принесении пищи на место поминовения умершего относится к эпохе язычества. Известны они благодаря «Повести временных лет» (Х век). Тогда продукты питания использовались для задабривания богов и прошения у них более милостивого отношения к покойному. Называлась процедура тризной. Проводилась она во время похорон человека. Предки считали, что, чем богаче поминальный стол, тем более щадяще боги отнесутся к усопшему.
Священники утверждают, что нести пищу на поминальное место следует только в том случае, если здесь планируется проведение большого периода времени (затяжная уборка). В такой ситуации еда может понадобиться для перекуса. Поминать же продуктами питания умерших не следует, но и не возбраняется. Главное, если еда на погост и была принесена, — следует раздать ее малоимущим или знакомым, попросить человека употребить пищу самостоятельно и помолиться за усопшего Богу.
Отказаться следует и от скоропортящихся продуктов. Каким бы ни было кладбище, здесь наблюдается антисанитария (особенно у земли). Увы, после оставления сладостей, фруктов и т.д. наблюдается скопление муравьев, мух и т.д. Оставленные таким образом продукты оставляют следы и на самом захоронении. Судя по имеющейся табличке с просьбой не класть на мемориальные плиты предметы ввиду загрязнения, это не только у меня вызвало эмоции.
Я не призываю, кого-то отказаться от традиций, более того, если люди пришли и оставили продукты у самого воинского захоронения, приятно, что они его посещают, помнят. Я призываю только относиться ко всему бережно. Ведь все мы помним пословицу: «Что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Безусловно, за всем нужно следить. И, судя по тому, что никакого другого мусора, будь то высохшие цветы или опавшие листья, не наблюдается, можно судить о том, что шефствующий над захоронением «Кировский дорожник» со своей задачей справляется. От нас, от кировчан, просят лишь соблюдать определенные правила посещения общественных мест и прислушаться к просьбам. Тогда не придется потом волонтерам часто делать здесь уборку.
Наталья Новикова.