По Крымскому мосту вместе с Президентом
Помнится, ещё несколько лет тому назад вечерами пятницы, субботы и воскресенья перрон станции Фаянсовая был заполнен пассажирами пригородного сообщения. Клетчатые рубашки в сочетании с джинсами, кеды, конечно же, наушники и неподъёмные рюкзаки и сумки… Вот так выглядела почти вся молодёжь пассажиропотока. Пятничными вечерами кировские студенты приезжали на выходные домой, чтобы навестить родителей, а воскресными отправлялись в города, в которых получали образование. Студенты пользовались такими пригородными направлениями, как Смоленск, Рославль, Калуга, Брянск, Дятьково.
Дизельный поезд АЧ-2 (автомотриса Чехословакии) или просто мотриса значил для нас гораздо больше, нежели всего лишь транспортное средство, соединяющее Киров с городом, где находилось наше учебное заведение. И привлекала нас не только половина стоимости проезда, обусловленная действием студенческого билета. Ведь как часто бывало, что именно в мотрисе мы повстречали в лице интересного молодого попутчика своего лучшего друга. Так образовывались целые дружные компании. Пообщавшись на тему лекций и сессии, мы слушали музыкальные новинки. А если кто-то брал с собой ноутбук, все вместе смотрели популярные фильмы. Иногда, как ни странно, мы задумывались над тем, какие ощущения испытывает сам машинист мотрисы, выполняя свою работу. Было очень приятно, как тот приветствовал по связи следующими словами: «Добрый вечер, уважаемые пассажиры. Нас поезд следует до станции Брянск Орловский».
Нередко парни, заприметив милую скромницу с книгой в руках, набирались решительности познакомиться. Под стук колёс соединялись сердца, и впоследствии это заканчивалось созданием счастливой семьи.
Зимой в поезде АЧ-2 было всегда тепло и комфортно. А летом многие ехали, стоя у приспущенного вагонного стекла. Лёгкий ветерок словно ласкал лицо и волосы.
Прошло каких-то 5 или 6 лет. От былого студенческого ажиотажа остались лишь воспоминания. Пассажиропоток заметно снизился. Некоторые пригородные направления исчезли из расписания: зелёный свет больше не светит прямым поездам, следующим до Рославля и Калуги. Людям предпочтительнее добираться автомобилями. Но это вовсе не означает того, что в скором времени мы будем жить, как в аргентинском городе Ушуая или районе Тель-Авива Яффо, где поезда стали лишь развлечением для туристов. Для необъятной России железная дорога является одной из основных транспортных артерий, так как на неё приходится более 40% пассажирских перевозок и 80% грузооборота государства. Если вдруг личный автомобиль сломается в самый неподходящий момент, поезд непременно выручит, позволяя доехать в безопасности и с комфортом.
2 августа нынешнего года для всех тех, кто самоотверженно трудится на стальных путях, было праздничным днём. Но чаще всего слово «железнодорожник» ассоциируется с профессией машиниста. Она всё так же остаётся одной из самых выбираемых среди парней-абитуриентов железнодорожных колледжей. Незадолго до праздника мы побывали на станции Фаянсовая, где встретились с заместителем начальника моторвагонного депо Смоленск-1 по эксплуатации. Данная организация занимается пригородной перевозкой пассажиров. Дмитрий Сергеевич рассказал о трудовых буднях фаянсовских машинистов и о качествах, которыми должен обладать управляющий подвижным составом. Ведь на плечах машиниста и его помощника лежит огромная ответственность за жизнь и безопасность людей. Мы узнали и о том, что нового произошло в жизни фаянсовских железнодорожников.
Про таких людей, как Дорохов, говорит, что «железка» у них в крови». Дмитрий Сергеевич – потомственный железнодорожник. Его бабушка работала стрелочницей и дежурной по станции. Отец в прошлом помощник машиниста. Поэтому и Дмитрий Сергеевич решил, что и свою судьбу свяжет с работой на стальных магистралях. Он начинал помощником машиниста, дойдя до машиниста I класса. На станции Фаянсовая мужчина работает 11 лет, три года из которых находится на нынешней должности. Вероятно, что железнодорожная династия Дороховых будет продолжаться. У Дмитрия Сергеевича есть 4-летний сын.
— И я буду, как папа, — решил маленький Владислав, когда побывал в кабине поезда.
Вот только для того, чтобы каждый день видеть из кабины то, что не доступно глазу пассажира, одной романтики мало. И диплом о получении профессии, и технический склад ума, и получение прав на управление железнодорожной машиной не будут иметь своей силы, если машинист и помощник машиниста не смогут быстро принять решение и не обладают знаниями специальной документации. Каждый раз перед тем, как подойти к пульту управления, «экипаж» поезда проходит медицинский осмотр. Машинисты регулярно подтверждают свой профессионализм, поэтому они регулярно сдают экзамены. Помощника машиниста называют «глазами и ушами» машиниста. Так как управление подвижным составом требует максимальной концентрации внимания, он во время движения вслух, внятно и чётко, дублирует знаки и сигналы, команды диспетчера. Он следит за обстановкой маршрута и стремится делать так, чтобы «рулевой» ничего не упустил из виду. Поэтому, прежде, чем оказаться в одной кабине, машинист и помощник машиниста проходят психолого-физиологическое обследование. Они должны быть полностью совместимы психологически.
Даже имея колоссальный стаж работы, наши машинисты не перестают учиться. На смену привычным каждому из нас АЧ-2, так как закончился срок их эксплуатации, пришли дизельные рельсовые автобусы РА-1 и РА-2. Чтобы «подружиться» с новым типом поезда, сотрудники моторвагонного депо прошли обучение в Курске, Екатеринбурге и Москве. Коллектив организации трудится под руководством машиниста-инструктора Сергея Ивановича Дорожкина. Здесь занимаются перевозкой пассажиров от станции Фаянсовая по следующим направлениям: Смоленск, Вязьма, Дятьково, Ельня и Ржев.
— Жалко, конечно, АЧ-2. Им предстоит резка. Такая хорошая машина была. Но дольше срока использовать права не имеем, — сокрушается дежурный по депо Владимир Павлович Макаров. Владимир Павлович – опытный железнодорожник, чей трудовой стаж составляет более 30 лет. Ранее он работал машинистом.
Зато именно на новом поезде РА-2 фаянсовские локомотивные бригады стали не свидетелями, а именно участниками исторического события утра 23 декабря 2019 года. Вся страна на телеэкранах наблюдала за открытием железнодорожной ветки Крымского моста. Мы, в отличие от крымчан, смогли лишь по телевизору увидеть, как Президент Владимир Владимирович Путин проезжает на рельсовом автобусе, находясь в его кабине вместе с управляющими транспортным средством. Для этого были отобраны самые лучшие и самые опытные локомотивные бригады. В числе таких оказались смоленские и наши фаянсовские железнодорожники. Машинист из Смоленска находился за пультом управления поезда, на котором от Керчи до Тамани следовал глава государства. На этом составе проехали наши машинисты: Андрей Михайлович Ерошкин и Николай Фёдорович Коваленко и помощники машинистов: Виктор Геннадьевич Миронов и Даниил Дмитриевич Силаичев. Кроме того, заслуги Ерошкина и Коваленко отмечены профессиональной наградой в связи с «Безаварийным миллионным пробегом».
— Для нас это маленький шажок в историю. Радует то, что это смогли сделать жители провинции. Это гордость для нашего города. Машинисты зарекомендовали себя опытными профессионалами, у которых технические средства работают без отказов. А ещё совсем скоро наши труженики наденут новую форму, — отметил Дмитрий Сергеевич.
Уважаемые железнодорожники! И в лютые морозы, и проливные дожди, и при самых непростых ситуациях, сложившихся в стране, вы выполняете такой тяжёлый труд, позволяя беспрепятственно перемещаться по просторам Родины. Будьте здоровы и счастливы. Пусть ваш поезд никогда не сойдёт с рельсов удачи и стабильности, и к этому составу постоянно присоединяются вагоны радости и успеха.
Юлия Наумова