Люблю тебя, мой край родной

Люблю тебя, мой край родной

«Любовь к родной природе — один из важнейших признаков любви  к своей стране» и «Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля», — писал  К.Г. Паустовский, непревзойденный  мастер описания русского пейзажа. Казалось бы, чем нас могут удивить реки? Все они похожи друг на друга и отличаются разве что размерами, очертаниями русла, да составом пойменной растительности. На самом деле реки уникальны, и у каждой есть свой неповторимый характер. Среди них есть мощные и могучие, как Волга, Днепр, а есть маленькие и спокойные, как наша Болва.

Меня влечет на берега Болвы.

Безвестная, негромкая речонка,

Нырнувшая в осенние леса.

Сквозь времена — негромко

                                и незвонко —

Спешит, как будто хочет что сказать… — пишет в стихотворении «Болвинская осень» поэт Александр Якушенко. А рассказать реке есть о чем, поведать людям она может о многом.

Река Болва вполне законно обрела свое место на Гербе нашего города, да и  поражает и завораживает каждого, кто увидел ее хотя бы раз. Вот как тепло вспоминает о ней один из туристов- байдарочников Вадим Тарелкин: «Почему-то именно эта река сильнее других запала в душу и сердце. Если бывает первая любовь водника, то это именно она: тёплая, непринуждающая и призывающая вновь и вновь вспоминать о ней без всякого повода, просто так. После неё было много речек и рек, оставивших, возможно, гораздо более яркие и сильные впечатления. Но Болва продолжала жить именно в сердце, не боясь быть кем-то пересиленной!»

Вот и мы приглашаем вас совершить небольшую историческую прогулку по нашей реке. Плавно, неторопливо, несет свои воды наша «землячка», казалось бы, ничем не примечательная река Болва. В августовские вечера на реке хорошо посидеть с удочкой, хотя и рыбы, говорят старожилы, стало значительно меньше, чем было раньше.

Берет начало река в Спас-Деменском районе в 4.5 км от одноименной деревни, проходит через  Кировский, Людиновский, по границе Жиздринского и Дятьковского районов и впадает в Десну в районе Брянска.

Издревле люди старались селиться по берегам рек и озер. Трудно найти в наших краях поселение, которое стояло бы не на реке. Вода — питье, вода — дорога, вода приводила в движение мельничные колеса, с ее помощью работали лесопильни, а позднее и молотовые амбары железоделательных заводов.

 Вокруг Болвы на десятки и сотни верст тянулись непроходимые дебри — Брынские и Брянские леса, в которых было много зверя и птицы, а в реке рыбы. Дебри надежная защита от чужеземцев. Лес является  и строительным материалом, он обогревал жилища. Берега Болвы поэтому и заселили славянские племена вятичей и радимичей.

К сожалению, в настоящее время многих названий рек, впадавших в реку, на карте уже нет, т.к. некоторые обмелели, заболотились или превратились в ручьи, некоторые совсем пересохли.

Кроме выполнения жизненных функций Болва была древним водным путем сообщения Калужского края с другими землями. В годы далекой, седой старины по Болве, Десне и Днепру предки обитателей Калужской губернии, вятичи, «поддерживали оживленные сношения со славянами, населявшими земли Северскую, Черниговскую и Киевскую, а там с побережьем Черного моря, а по Угре, Жиздре, Оке и Волге вели меновую торговлю с богатыми городами Болгарского и Хозарского царства».

За территорию, расположенную по берегам Болвы и Десны, шла острая борьба между вятичами — славянскими племенами, коренными жителями края и угрофинскими племенами моря. Безмолвными свидетелями этих давно прошедших времен являются курганы на берегах Болвы — следы разгрома в 1275 году литовского войска дружинниками брянского князя Романа. В народе сохранились сказания о битве с татарами у села Погост.

На своеобразных укреплениях по берегам Болвы, Неполоти, Неручи, Ужати и Жиздры  находились сторожилища и заставы, жители которых вместе с небольшими княжескими отрядами первыми встречали незваных гостей, которые получали жестокий отпор и всякий раз откатывались на запад. Интересен такой исторический факт. В течение четырех веков — с XIV по XVII — население края пережило около двухсот войн, междоусобиц, набегов. За это время старые поселения уничтожались, вырастали новые. Но располагались они по берегам все тех же рек. А в начале восемнадцатого века, как мы уже писали, в месте слияния рек Большая и Малая Песоченка с Болвой появился  первый железоделательный завод. Для освоения этого богатства и торговли с другими регионами нужны были пути сообщения. Таким водным путем стала наша Болва.

Есть легенда о том, как в 1700 году князь Голицын получил личные указания царя Петра I поставлять корабельный лес на Брянскую судостроительную верфь, в устье реки Болвы при впадении ее в Десну. Важная задача стояла перед этой судоверфью — строить корабли для речного флота начавшей «мужать в бореньях России». Князь Голицын поспешил в свою вотчину на Болве. Остановился на плоском нагорье в излучине Болвы, где в нее впадает Песоченка и показал рукой на гладь Болвы, сказал: «На сем месте пристани быть построенной надлежит, для сплава лесов корабельных пригодной».  Сюда шли беглые крестьяне, и их охотно зачисляли в артели плотогонов.

Согласно «Списку населенных мест Калужской губернии по сведениям 1859 г.» только в Жиздринском уезде при реке Болве располагались населенные пункты: Усохи, Теглево (Тегайлово), Натарово Дальнее (Унеговье), Натарово Ближнее, Дуброво, Мамоново, Острая слобода, Слобода, Воскресенск, Нагорное, Псурь, Любышь, Жилинское, Песочня и др.

В настоящее время Болва используется как источник для орошения пойменных земель, водоснабжения и частично для рыболовства. В XVIII-XIX веках значение ее было значительно шире. По ней сплавляли лес, гнали плоты с углем, который выжигали в окрестностях. Береста, лыко, смола, овчина, кожаные товары, рогожи, корыта, пенька, ободья, парусина, канаты, а с постройкой железоделательных заводов — чугунное литье, фаянсовая посуда (с Песоченских заводов), стекло и хрусталь (с Мальцовского Дятьковского завода) — все это направлялось по Болве в Десну и далее на юг России. Прямой водный путь Болва — Десна — Днепр — Черное море был открыт в 1870 году. К этому времени  известный нам С.И. Мальцов создал в нашем крае огромный промышленный округ и этот длинный путь позволил ему торговать своей продукцией не только с Россией, но и с соседними странами Турцией, Ираном, Персией. Построенные им шлюзы, бассейны, плотины для задержания воды и образования прудов на реках Болве, Жиздре и их притоках создали возможность постоянного судоходства от Сукремля до Брянска на протяжении до 100 верст. Так, на реке Болве было построено 4 шлюза: в Песочне, Иваново-Сергиевске, Сукремле и Любохне.  Кстати, на Мальцовских заводах зародилось и русское пароходное дело. Три малых транспортных парохода: «Анастасия», «Николай» и «Капиталина» были построены на Людиновском заводе для транспортировки по реке Болве, Людиновскому и Сукременскому прудам барж, лайб и берлинок с различными материалами и товарами. Кроме того, наши соседи-людиновцы построили первый пассажирский пароход «Ласточка» и товарно-пассажирский «Иоанн Богослов» и несколько буксиров, которые с людиновскими капитанами плавали до днепровских порогов, а потом и вовсе проходили эти пороги до Черного моря, а оттуда в заморские страны.

В 1844 году жители города Брянска, как сообщала тогда газета «Калужские губернские ведомости», «были приятным образом порадованы появлением на их родной реке парохода, названного «Людиново». Настолько важным оказалось это известие для того времени, что его перепечатали и «Санкт-Петербургские ведомости». Пароход этот принадлежал С.И. Мальцову. Целью его было «содержать сообщение по рекам Десне и Днепру. «Людиново» вышедши из р. Болвы и прошедши Десною и Днепром до г. Кременчуга, с своим владельцем, благополучно возвратился в … Брянск.»

Строились на заводах Мальцова и суда для Черноморской флотилии, которые затем по Болве сплавлялись до Черного моря.

Конечно, в наши дни многие месторождения полезных ископаемых значительно истощились или не имеют промышленного значения, но тем не менее, в бассейне реки Болвы до сих пор имеются залежи строительных и баластных песков, торфа, формовочных песков, кирпичные глины, бурый уголь.

В наши дни Болва потеряла свое промышленное назначение, по ней не сплавляется лес, не плывут пароходы и баржи с товаром, но она осталась украшением нашего края, любимым местом отдыха

Фото М.Шилина.

Алексей Шестаков.

Maya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *