Образование: новая реальность

Образование: новая реальность

Традиционная августовская конференция на этот раз проходила в особом режиме. Причина известна всем: пандемия. Об этом говорила в своем докладе и заведующая отделом образования Кировской районной администрации Ольга Александровна ЛУКЬЯНОВА. О чем  говорили на встрече 27 августа в ДК “Юбилейный” руководители и педагоги?

— Когда в середине марта стало понятно, что впервые за всю историю существования школы система образования должна прекратить работать в традиционном классно-урочном формате и выполнять свои обычные функции в необычных условиях, мы вынуждены были мгновенно мобилизоваться и перестраивать свою работу, — так начала свое выступление О. Лукьянова. — Дистанционное обучение стало единственной на тот момент возможной формой обучения. Дети оказались на длительное время вырванными из привычной среды обучения. Родители испытали шок: большая часть функций и обязанностей, которые традиционно исполняла школа, переместилась в семью и легла на нее непосильным грузом. В тяжелой и непредсказуемой ситуации оказались учителя, которые вынуждены были вести уроки из дома.

Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы была отменена, единый государственный экзамен был перенесен на более поздние сроки.

Главным уроком весеннего кризиса стало то, что общество как никогда осознало ценность школы как важнейшего общественного института и ценность работы учителя.

Этот кризис объединил нас, заставил  работать вместе и помогать друг другу. Это замечательно! Но этот кризис ярко показал и все проблемы нашей системы образования: это и ограниченная скорость доступа в интернет практически для всех школ, и неравенство семей в их готовности применения цифровых технологий, и уровень квалификации педагогов (цифровая грамотность учителей), и перегруженность содержания школьной образовательной программы. И сегодня нам очень важно ответить на вопрос: Какие уроки из периода пандемии вынесла система школьного образования и какие возможности у нее появились?

Е. В.  Руженцева, директор школы № 1 имени героя А.С. Шелаева:

— Сложившийся кризис показал, насколько педагогический коллектив готов включиться в новейшие технологии образования. Конечно, было какое-то сопротивление, особенно со стороны родителей, так как им пришлось быть в большей степени вовлечёнными в выполнение домашних заданий и образовательный процесс в целом. Данная система дала понять, что домашнее задание не единственный способ достижения результата. Нелегко пришлось и учителям с большим стажем работы. Зато теперь они перестали бояться таких слов, как «Google», «степпинг», «Zoom». Стоит сказать спасибо молодым учителям, которые в этом плане более подкованы, и самим детям. Наши выпускники смогли найти хорошие онлайн-курсы по предметам, что помогло им успешно сдать ЕГЭ. ЕГЭ доказывает, что мы справились.

Е. И. Драченникова, директор Большежелтоуховской школы:

— Год выдался неспокойным. Зато по-своему уникальным: мы научились учиться без школы. Но при этом учитель остаётся на передовой. Дистанционная система — это своеобразный экзамен на самостоятельность и собственное желание учиться. А так как  новый учебный год начнётся в условиях ограничений, мы разработали проект пришкольной площадки. Это позволяет организовывать для детей уроки на открытом воздухе, ведь нам важно, чтобы ничто не угрожало их здоровью.

О. А. Лукьянова:

Вывод. Нам необходимо извлечь уроки из нашей работы в период тотального дистанционного обучения и использовать этот опыт, чтобы продвигать образование, актуальное для 21 века. Онлайн-технологии должны только дополнить, но не вытеснить традиционные образовательные методики. Например, они могут реализовываться в работе с учащимися с особыми потребностями, в работе с детьми, которые по социальным или медицинским причинам не могут обучаться очно. Качественные электронные курсы могут стать существенным подспорьем в образовательном процессе.

События последних месяцев прошедшего учебного года показали, как важна роль школы, как социального института. Семьям, попавшим в затруднительное положение, была организована выдача продуктовых наборов, предоставлялась компьютерная техника для организации дистанционного обучения. Но не только материальные и технические трудности возникали, но и психологические.

Какова же роль и особенности психологического сопровождения участников образовательных отношений в условиях дистанционного обучения? Наблюдаются ли качественные изменения в работе школьных психологов? Что необходимо учитывать в дальнейшем?

Е.С. Овчинникова, директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:

— Хотелось бы, чтобы всё было, как в той песне: «Он будет добрый, ласковый, ветер перемен». Но, как оказалось, он вовсе не ласковый, а критический. Перемены привели к тому, что стрессу подверглись родители, а значит, что и дети, и учителя тоже. Роль психолога — это найти новые векторы развития, переориентирование негативных сторон момента на позитивные. В новом формате специалисты-психологи проводили групповые занятия. Родители могли задать интересующие вопросы специалистам в группе социальной сети «В контакте». В занятиях участвовали и сами учащиеся, это основная категория. Роль психолога сводилась к тому, чтобы наладить взаимодействие между учителями, учащимися и родителями. Известно, что трудности определяют точки роста. Основная задача — это поиск новых точек роста.

О.А. ЛУКЬЯНОВА:

Вывод. Период дистанционного обучения и самоизоляции изменил повседневную жизнь ученика. Это обстоятельство необходимо учитывать в работе с детьми в новом учебном году. В каждой школе необходимо организовать или продолжать психологическое сопровождение обучающихся, нуждающихся в помощи.

Мы начнем новый, 2020-21 учебный год в условиях продолжающегося распространения коронавирусной инфекции. Поэтому каждая школа уже сейчас разработала сценарии начала учебного года и организации обучения. Каждому учителю необходимо скорректировать календарно-тематическое планирование с учетом итогов последней четверти 2019-20 учебного года и пробелов в обучении детей. Необходимо восполнить, наверстать знания, не допустить снижения качества образования и далее повышать успеваемость учащихся.

Сегодня хотелось бы коснуться еще одного важного вопроса нашей сферы — это реализация национального проекта «Образование». В течение лета мы не только участвовали в организации ЕГЭ и летнего отдыха учеников, но и проводили ремонтные работы, в том числе в рамках мероприятий национального проекта.

В этом году нам удалось окончательно ликвидировать обучение во вторую смену. Такое обучение оставалось в Шайковской школе №2. Но благодаря эффективному использованию имеющихся помещений муниципальных образовательных организаций, а именно, использование помещений Детского сада №14, граничащего с территорией Шайковской средней школы №2, мы провели ремонт для размещения в детском саду двух классов-комплектов начальной школы (50 мест).

В школах №1, №6, №7 и Шайковской школе №2 проведены ремонты кабинетов, обновлена материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей («Точки роста»). В этих кабинетах будут проходить уроки технологии, информатики и ОБЖ, а также занятия по дополнительному образованию после уроков. В Кировском лицее провели ремонт помещений, получили новое компьютерное, презентационное оборудование для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды.

 В рамках реализации мероприятия по созданию новых мест дополнительного образования детей регионального проекта «Успех каждого ребенка» в пяти школах: №1,№7, Кировском лицее, двух шайковских школах провели ремонт кабинетов и получили оборудование для реализации дополнительных программ по робототехнике и технологии моды.

Я бы хотела, чтобы мои коллеги поделились тем, какая работа была проведена и своими дальнейшими планами по реализации мероприятий национального проекта «Образование»

Г. Б. Шемонаева, директор Шайковской школы № 2:

— Жизнь — это путь в завтра, и идти по нему нужно смело. А так как в нашей школе мало кружков технической направленности, мы в рамках проектов: «Цифровая образовательная среда» и «Успех каждого ребёнка» выбрали курс по робототехнике. Наши учителя прошли онлайн-курсы и мастер-классы, также обучались самостоятельно. Необходимым оборудованием оснащён кабинет, и на занятиях будет увлекательно и интересно.

Н. Н. ДЕДУШКИНА, директор Кировского лицея:

 — И мы тоже решили в рамках данных проектов выбрать курс робототехники. Сделать предстоит многое, и мы наметили планы. Основная цель — это объединение учителей, учащихся и родителей и построение образовательной траектории. «Цифровая образовательная среда» и «Успех каждого ребёнка» — это шаг в будущее. Наше учебное заведение оснащено необходимым техническим оборудованием. В образовательный процесс внедрится новая онлайн-платформа, на которой ребёнку будут доступны и учебники, и Интернет-ресурсы. От тематического планирования перейдём к модульному, и ученик сам выберет модуль. Педагогам и ученикам будет доступна локальная беспроводная сеть. А в штате лицея появится новая должность технического специалиста. Мы справились со всеми трудностями и не боимся действовать дальше.

О. А. ЛУКЬЯНОВА:

— 21 июля 2020г. Президент России В. В. Путин подписал Указ о национальных целях развития России до 2030 года. В части касающейся образования две основные цели, обозначенные еще в Указе 2018г. остаются: это вхождение России в десятку ведущих стран по качеству образования и создание условий для воспитания развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Так же обозначены цели, касающиеся выявления и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи, профессиональной ориентации всех обучающихся, увеличения доли граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность. Новый Указ Президента, конечно, приведет к корректировке национального проекта «Образование». Но что бы не менялось, главная задача всей работы, идущей в рамках национального проекта «Образование» заключается в повышении качества образования.

Нам важно не только дать ребенку знания, но и воспитать его, заложить нравственные ценности, которые позволят ему полноценно строить жизнь. В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020г. отмечено, что «ближе всего к ученикам — их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, — это огромная ответственность, и она, конечно, требует … особой поддержки». Президентом подчеркнуто, что воспитатель — это «федеральная функция». С 1 сентября 2020г. улучшится материальное стимулирование педагогических работников в рамках деятельности по классному руководству. Помимо выплат, которые уже были установлены, каждый классный руководитель будет получать 5 тыс. руб. вне зависимости от количества детей в классе. Данная мера преследует две цели: побуждение педагогов к осуществлению деятельности по классному руководству и обеспечение качества, эффективности этой деятельности.

Вывод. Педагогический коллектив является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания учеников. Воспитательные функции выполняют все педагоги и даже все работники школы. Но ключевая роль отводится тем, кто постоянно ведет педагогическое сопровождение класса, группы обучающихся, то есть классному руководителю. Важнейшими принципами организации воспитания следует считать опору на духовно-нравственные ценности народов России, исторические и национально-культурные традиции; нравственный пример педагога; признание определяющей роли семьи ребенка и сотрудничество семьи, образовательного учреждения, общества.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы обсуждали вопросы, которые затрагивают практически все семьи. Хочу вас настроить на совместную позитивную работу, набирающую новый темп в связи с прохождением коронавирусной ситуации. Хочу вам всем пожелать успехов и благодарю вас за совместную работу в рамках сегодняшнего совещания.

На мероприятии присутствовали почётные гости: глава Кировской районной администрации И.Н.Феденков, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан и депутат Законодательного Собрания Калужской области А.А.Литвинов. В торжественной обстановке были подведены итоги профессиональной деятельности: многим учителям за их добросовестный труд были вручены профессиональные награды. В этот день также чествовали тех, кто в новом учебном году сделает свои первые шаги в педагогике. Шестеро молодых специалистов скоро проведут первые уроки.

Надо отметить, что конференция прошла в рабочей обстановке. Остается надеяться, что новый учебный год пройдет спокойно и на должном уровне.

Людмила ЛОСЕВА.

Фото Юлии НАУМОВОЙ.

Maya

Добавить комментарий