Сварог
Изучая источники по славянской мифологии, поистине заинтересуешься теми, кому поклонялись наши далекие предки. В письменных памятниках довольно часто можно встретить имя Сварога. Например, в Ипатьевской летописи написано: «Некогда царствовал на земле Сварог, высочайшее существо, отец света, научивший человека брачным связям и искусству ковать».Сегодня мы и поговорим о небесном боге Огня славян Небесном Кузнеце — Свароге. 4 октября его праздник .
У древних славян считалось, что Сварог — бог неба и света, отец солнца и огня. Именно от него произошли все другие боги — Сварожичи. По их мнению, он являлся прабогом, основой всего, владыкой мира. После того, как Сварог сотворил мир, он отправился на покой, а миром начали править его дети.. В древнерусском пантеоне его называли отцом бога солнца — Даждьбога. В греческой мифологии Сварогу отчасти соответствуют Зевс, Гефест и Прометей. Среди древних индоевропейских божеств Сварог считался высшим небесным божеством, позже его функции отошли к Перуну. В пантеоне князя Владимира Сварог соответствует христианскому богу-отцу Саваофу.
Сварог являлся посредником между землей и небом. Персонаж русских сказок — божественный кузнец, выковавший плуг в сорок пудов, победивший черноморского змея и пропахавший на нём оборонительную линию, очень напоминает летописное божество Сварога, научившего людей обрабатывать землю, ковать оружие и использовать его.
По некоторым легендам, отцом Сварога был Род, вдохнувший в него свой могучий дух. Сварог создал землю, подземный мир и Вырий-Сваргу. Ударив своим молотом по Алатырь-камню (солнцу), он создал небесное воинство, светлые силы. От высеченных из камня искр родился огонь-Сварожич.
При помощи небесных клещей Сварог запряг в плуг Змея, воплощение зла и нечисти, и провел глубокие борозды по земле, отчего образовались Змиевы валы и глубокие реки (Днепр, Дон, Дунай). После этого он низверг всю тёмную силу и Змея в подземный мир, в Пекло.
Сварог из камня создал первых людей и населил землю, а затем установил законы моногамной семьи, научил людей кузнечному мастерству и земледелию, отправив на землю кузнечные клещи и плуг, после чего люди научились ковать оружие и пахать землю. Сварога считали первым князем славян, а вторым — его сына Даждьбога.
Ко времени крещения Руси культ Сварога, как и культ Рода, постепенно отошел на второй план, но полностью не исчез. Его оттеснил культ Перуна. После принятия славянами христианства, Сварог, как покровитель кузнечного дела, постепенно вытиснился христианскими святыми Кузьмой и Демьяном.
Некоторые исследователи утверждают, что имя бога небесного огня произошло от слов «свара» и «сварь», т.е. наказывающий, карающий. Эта теория тоже имеет право на жизнь, ведь Сварога представляли, как божество, давшее смертным закон и порядок, отделившее людей от зверей, а тех, кто пренебрегал его заповедями, он наказывал божественной карой Сварога.
Своим смертным детям (людям) Сварог дал законы, по которым им следует жить в мире Яви. Его 33 заповеди подчиняют бытие всех троих миров: Прави, Яви и Нави. Вот, к примеру, некоторые из них:
1. Почитайте друг друга. Дети должны почитать родителей, а супруги жить в мире и согласии друг с другом.
2. Муж должен посягать на одну жену, а иначе ему не увидеть спасения.
3. Чтите свой Род и Род Небесный, следуйте Правде и избегайте Кривды.
4. Не отнимайте жизнь у ближнего, ибо не вы дали её, а Бог, но не щадите жизней врагов, нападающих на вас и земли ваши, ибо пошли они против воли Бога.
Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает. Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла.
Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур, и подают Сварогу в жертву.
Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, притом девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями. Братчиной (другие названия — канун, свеча) называли совместную трапезу полноправных членов однодеревенской общины, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины повсюду сохранялись в общественном быту крестьян. В основе братчины лежал благочестивый обычай — поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия.
Из открытых интернет источников информацию собирал Алексей Шестаков.