Отчизны верные сыны

Отчизны верные сыны

Уверен, большинство граждан нашей страны считают себя патриотами своей Отчизны. Признавая все ее  пока нерешенные проблемы, любят Россию всей душой и сердцем. Любят за бескрайние леса и раздольные степи, за большие и малые реки, за глубокие озера, за манящую голубизну высокого неба… Да разве все можно перечислить.  

Но любят Родину не только за «красивые глаза». Большинство наших соотечественников гордятся ее нелегкой, но значимой историей. Любят за то, что родились здесь сами и их родственники: дальние и близкие. За то, что их семья и дом здесь. К большому сожалению, сегодня выросли отдельные представители поколения, которые утверждает, что им все равно, где жить, а родина — это там, где хорошо, а не там, где родился: «Я не просил меня здесь рожать». Безусловно, в истории каждого народа есть и достижения, и негативные страницы. Зачастую это неразделимые вещи. Октябрьская революция, победа над фашизмом — все это наше великолепное наследие, именно им мы по-прежнему интересны миру, а отказ от него превращает нас в унылых провинциалов. 

И как бывает обидно, когда сталкиваешься с историческим невежеством не только отдельных молодых людей, но и граждан старшего возраста, которые как говорится в пословице» «Слышал звон, да не знает где он», не имеют представления даже об  элементарных исторических фактах совсем недавно имевших место. А уж про средние века и говорить нечего.  

Почему такое произошло и происходит? Ответов много. 

И без сомнения один из них заключается в том, что мы потихоньку теряем, на мой взгляд, истину исторического знания. Говоря проще, забываем свою историю или смещаем ее в сторону банальной фразы «Ну было и было, и что?» 

Великий русский учёный М.В.Ломоносов отвечает на этот вопрос так: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». А более конкретно по этому поводу выразился русский литературный критик В.Г.Белинский «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем». Правда, очень меткое выражение?  

Эти слова мы воспринимаем не как назидание нерадивым «неучам» и «нехочухам», а как дружеский совет: гражданин своей страны, патриот Отчизны обязан знать историю своего государства.  

Да пусть простит читатель автора этих строк  за столь эмоциональное  и назидательное вступление. Сегодня речь пойдет о великой личности, которая внесла вклад в образование и становление нашего государства.  1 июня — День памяти великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Донского. 

 Дмитрий Донской вошел в историю как победитель Куликовской битвы, князь Московский и великий князь Владимирский. По отзывам своих соотечественников, был добрый и справедливый. Прозвище Донской Дмитрий Иванович получил за блестящую победу на Куликовом поле. 

Родился Дмитрий I Иванович 12 октября 1350 года в Москве. Его родителями были князь Московский Иван II Красный и княгиня Александра Ивановна. Дедом Дмитрия Донского был прославленный Иван Калита. Детство мальчика закончилось в 9 лет, когда умер его отец. Он стал правителем Московского княжества, но фактически власть находилась в руках его опекуна — митрополита Алексея Бяконта. Отношения между ними были откровенно теплыми и доверительными, поэтому Донской обращался за советом к митрополиту даже тогда, когда стал взрослым и самостоятельным. В воспитании князя святителю много содействовал преподобный Сергий Радонежский. С ранних лет Димитрий, внимая рассказам отца о славных предках — Александре Невском, 

Правление Дмитрия I Ивановича пришлось на самые тяжелые и печальные времена в российской истории. Москва страдала от постоянных войн, вражеских нашествий, междоусобиц. Московское княжество подвергалось набегам литовцев, а Донской воевал со Смоленскими и Брянскими территориями. После того, как в 1367 году сгорел деревянный московский кремль, Дмитрий I принял решение о строительстве нового, только теперь белокаменного, который мог бы выполнять роль надежного щита для города. Усилия князя не прошли даром, он централизовал власть, и теперь мог воевать не только с разбушевавшимися соседями, но и с войсками хана Мамая. 

Могущество Московского княжества росло из года в год. Это беспокоило ханство Золотой Орды. Очередная вылазка хана Мамая на Москву привела к разгрому Нижнего Новгорода. Однако дальше пройти им не удалось. Ответный удар русские войска нанесли им в районе реки Вожи. Ордынские войска, озлобленные неудачей, еще большей численности направляются с новым походом на Русь. 

 На все свои деяния великий князь получал благословение Церкви. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, Дмитрий посетил обитель Живоначальной Троицы и поведал преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности своих дружин (в сравнении с войском мамаевым). Преподобный помолился Богу и благословил князя, предсказав победу его христианскому воинству. Старец воодушевил князя и его ратников, направив им в помощь двух Троицких схимников — Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).  

Куликовская битва, как мы знаем из истории за 6 класс, произошла в сентябре 1380 года. Ни одна дата допетровской Руси не описана в таких подробностях, так красочно и буквально по часам, как этот день.  Великий князь участвовал в сражении наравне с простыми ратниками. Дмитрий в этом сражении был контужен, остался без коня. Его нашли без сознания, но главное, что живого. 

Битва вошла в историю как одно из важных событий для развития Руси и стала очередным этапом в развитии русского военного искусства. Вступление в сражение засадного русского полка под командованием воеводы Димитрия Боброка и князя Владимира Андреевича Храброго решило исход битвы. Татары бежали, побросав обозы. За эту победу великий князь Димитрий стал именоваться Донским. В благодарность Богу и Пресвятой Богородице Дмитрий устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. 

После победы в Куликовской битве, Дмитрий объединил Московское и Владимирское княжества, с центром в Москве. Спустя два года на Москву вновь напали войска хана Тохтамыша. В этот период князя Дмитрия в Москве не было, и она была полностью разорена. Донской снова соглашается на выплату дани Орде, хоть ее размеры заметно уменьшились. Московская казна катастрофически опустошена, и Дмитрию ничего не остается делать, как вновь погрязнуть в междоусобных войнах. На этот раз он воюет с Новгородом и Рязанью.  

Дмитрий Донской был женат всего один раз. Его супругу Евдокию Московскую считают идеальной женой и матерью. В этом браке родилось двенадцать детей, среди которых самая большая известность ждала второго сына — Василия I Дмитриевича. Он взошел на трон сразу после смерти Дмитрия, потому что первенец пары умер в младенческом возрасте. 

На Руси существовала традиция, согласно которой супруга умершего монарха должна была уйти в монастырь. Евдокия Московская не стала этого делать сразу. Своим долгом она считала участие в управленческих делах княжества, руководить им, когда сын Василий отправлялся воевать. Некоторые пытались обвинить ее в предательстве супругу, но народ правильно понял Евдокию. Они назвали ее прекрасной матерью, которая живет только ради счастья своих детей. Только после того, как все ее дети обзавелись семьями, она ушла в монастырь, и носила имя благоверной Ефросиньи. В настоящее время она считается покровительницей столицы. 

Князь Дмитрий умер в 1389 году в возрасте 38 лет, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Над разгадкой обстоятельств и причин смерти Дмитрия I Ивановича до сих пор трудятся историки. Некоторые считают, что его убили, но обстоятельства его смерти говорят против этой версии. Он умер в своей постели, до этого долго разговаривал со всеми детьми и супругой. Во время этого разговора он и назначил правителем сына Василия, но взял с него слово, что он будет слушаться воли своей матери.  

Канонизация Дмитрия Донского совершилась в 1988 году. Русская Православная церковь чтит память святого Димитрия Донского 1 июня по новому стилю. 

Алексей Шестаков,  

исторический материал собран с открытых источников. 

Maya

Добавить комментарий