«Вставай, страна огромная!»

«Вставай, страна огромная!»

22 июня этого года исполняется 80 лет со дня вероломного нападения гитлеровской Германии и её сателлитов на Советский Союз. 22 июня -День памяти и скорби.

Июньские  ночи коротки. В то раннее воскресное июньское утро 22 июня 1941 года жизнь советских людей разделилась на две половины: до начала  и после начала войны. Войны за свободу и независимость нашей Родины. Секунды складываются в минуты, минуты — в часы, часы — в года. Звучит метроном памяти о многомиллионных жертвах нашего народа на полях сражений, в мирных городах и селах. Сегодня наш народ  отдает им должное — Память о бессмертном подвиге и почитание заслуг перед Отечеством.

 А уходили на фронт со словами песни «Священная война». Этому грандиозному музыкальному произведению 1941 года в эти дни тоже исполняется 80 лет. Эта песня стала одним из символов Великой Отечественной войны и нам небезынтересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны.

В первые дни Великой Отечественной войны, полностью отмобилизованная гитлеровская армада, на которую работала в то время вся порабощённая нацистами Европа, обрушилась на Советский Союз и за считанные дни оккупировала Литву, большую часть Латвии и Белоруссии, Западную Украину, стало очевидно, что предстоит жестокая и кровопролитная борьба, в которой на кону не только завоевания социализма, но и судьба всей русской цивилизации как таковой.

Суровая и жестокая реальность, предвещавшая полные нечеловеческого напряжения сил и тяжёлых утрат дни, месяцы и годы войны с фашизмом, породили строчки стихотворения В. И. Лебедева-Кумача «Священная войны», опубликованные уже 24 июня 1941 года в газете «Известия»:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идет война народная,

Священная война!

Стихотворение в газете на руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александрова произвело  такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: “Будем разучивать новую песню — «Священная война». Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни — печатать не было времени, а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки.

Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую.  Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не подогнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику. В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост — своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале — шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова и зал постепенно затихает… Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь — пять раз подряд! — пел ансамбль «Священную войну».

С тех пор  песня ежедневно звучала по Всесоюзному радио, призывая на борьбу с фашизмом и укрепляя веру в неизбежную Победу над врагом.

«Когда я с группой Краснознамённого ансамбля выступал на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением, и не только бойцы, но и мы — исполнители — нередко плакали. Таково было тогда воздействие этой песни на сердца людей, и она звучала по радио во все концы Советского Союза и фронта», — вспоминал Александров.

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду — на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли… И вдруг из глубины подземелья послышалась великая песня. Потом раздался сильный взрыв и обломки скалы завалили пещеру… Не сдались советские воины ненавистному врагу.

«Священная война» звучала во многих странах мира. Несколько лет назад Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова был на гастролях в Канаде. Эта песня не входила в его концертную программу. Но 9 мая в честь праздника Победы артисты решили начать концерт «Священной войной», хотя не чувствовали особой уверенности, что песня дойдет до слушателей: уж больно далеки они были от событий второй мировой войны. Успех был ошеломляющий. На следующий день местные газеты сообщали, что русские отметили День Победы песней, с которой они начали долгую и тяжелую дорогу к Берлину, к победе. В этом они были правы! Автор «Священной войны» А. В. Александров в свое время писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках — песня. Песня также может разить врага, как и любое оружие!»

Алексей Шестаков, 

по материалам из открытых источников.

Maya

Добавить комментарий