Мощи Николая Чудотворца. Украли или спасли

Мощи Николая Чудотворца. Украли или спасли

11 августа православные люди отпраздновали Рождество святого Николая Чудотворца. Он — наиболее почитаемый христианский святой, традиционно покровительствующий детям и мореходам. На страницах нашей газеты в прошлом году был опубликован материал, посвященный Святителю Николаю (см. №32 от 11.08.20 г. «Подарок детей, или как мы побывали на родине Николая Чудотворца»), в котором по возможности были освещены некоторые общеизвестные моменты жизни святого Николая, его чудодейственные качества  и деяния при жизни и после упокоения.

Вокруг имени святого Николая по прежнему ходит очень много легенд, искаженных с течением времени фактов. К ним относятся и события, связанные с телом Николая Чудотворца с момента его смерти и до наших дней. В интернете найдется достаточно материала, посвященного этому вопросу. Если говорить коротко и не вдаваясь особо в подробности, эту информацию можно свести к следующему.

Святой Николай родился в Патаре и служил в храме города Мир Ликийских (древнее государство Ликия находилось на территории современной Турции). Храм был построен Николаем на месте древнего святилища языческого бога  Артемиды. После смерти Святителя его останки поместили в саркофаг, который был спрятан в церкви. Святые мощи обладают чудесным свойством выделять миро, благоухающую жидкость с целебными свойствами. Затем мощи святого Николая якобы были украдены мореплавателями под видом купцов и перевезены в итальянский город Бари, где находятся до сих пор.

Кража мощей святого из города Мир Ликийских в православном мире именуется как перенесение мощей святителя Николая Чудотворца в Италию. Для христиан это событие является праздником, так как мощи Николая Чудотворца были спасены от уничтожения.

По прошествии более чем девятисот лет со времени перемещения мощей, необходимо критически отнестись к легенде, которую преподносят туристам и паломникам в современной Турции, совершенно не считаясь с историческими фактами, а, порой, и оскорбляя память святого Николая Чудотворца.

Так обстоит дело и с саркофагом, выставленным в настоящее время в Никольском храме, в котором якобы, по рассказам экскурсоводов, находилось тело Николая Чудотворца. Нам пришлось побывать возле него дважды. В первом случае экскурсовод просила нас не фотографировать этот саркофаг, так как фотографии не получатся. Действительно, просматривая в смартфоне фотографии посещения церкви, снимки саркофага были как бы засвеченными. Вместо них белая пелена. При следующем посещении снимки саркофага получились. Объяснения этому до сих пор не удалось найти. Но…

Как говорят историки: «.., можно допустить, что тело святителя положили в типичный для римского периода саркофаг. Но мы не можем согласиться с тем, что мощи находились в саркофаге, который сейчас демонстрируют в «Николаевском храме» турецкого города  Демре. При жизни Николай Чудотворец уничтожил храм Артемиды и вел ярую борьбу с язычеством. А, судя по изображениям на саркофаге, гробница явно принадлежала язычнику. Все попытки объяснить, что этот саркофаг использовали повторно для упокоения тела святителя, в некотором смысле оскорбляют память святого — он не мог быть погребен в древнем языческом гробу. (Диакон Дионисий Куприченков История мощей святителя Николая Мирликийского)

Нужно отметить, что на право обладания мощами претендовали и другие города. Такой интерес вызван был тем, что в то время многие города, став обладателями мощей святых, превращались в места паломниче-ства, что приводило к экономическому процветанию города.  Предположительно, городская знать решила для возрождения экономического благополучия Бари приобрести мощи какого-нибудь святого, и ее выбор пал на известного и почитаемого Николая Чудотворца из Мир Ликийских. Мощи святого находились на морском пути в Сирию, куда барийские купцы плавали для торговли зерном и тканями. А чтобы ими завладеть, их нужно   украсть. Для оправдания этой миссии, видимо, барийцы придумали видение одного из честных священников Бари.  «Иди и скажи людям и всему собору церковному, чтобы они пошли и взяли меня из Мир и положили в городе этом, ибо не могу там пребывать на месте пустом. Богу так угодно». Сказав это, «святитель стал невидим». Утром в церкви священник поведал о своем видении. Все бывшие в церкви, услы-шав о видении их пастыря, радостно воскликнули: «Господь послал теперь Свою милость на людей и город наш, ибо удостоил нас принять мощи Его святого Угодника Николая». Для исполнения воли Чудотворца «…итальянцы спешно и тайно подготовили целую морскую экспедицию». Хронология событий говорит о том, что мореплавателям экспедиции под видом купцов не сразу удалось завладеть мощами святителя Николая.

Опасаясь, что кто-нибудь другой сможет их опередить, барийцы предусмотрительно решили скрыть цель своего путешествия под видом торговли зерном, и для этого нагрузили свои корабли пшеницей. Первым делом караван из трех судов направился в Миры в Ликии. Барийцы послали в разведку матроса под видом паломника, который сообщил, что «в крепости, где находится базилика святого, немало турок; умер начальник гарнизона, и собрались хоронить его». Барийцы сразу направили свои корабли в порт Святого Симеона в Антиохии, где узнали, что венецианцы направляются в Миры с целью забрать тело св. Николая. Надеясь опередить их, баряне решили немедленно завершить своё предприятие.

11 апреля 1087 г. сорок семь барян, хорошо вооружившись, отпра-вились в храм Святого Сиона, где находились мощи свт. Николая. Добравшись до церкви и спрятав оружие, они вошли в храм, в котором находилось четверо беззащитных сторожей-монахов. Одни из барийцев обратились с просьбой к монахам о выделении им части мира (манны) от мощей святителя Николая, другие стали молиться, изображая паломников. Затем путешественники открыли монахам свой план — перенести мощи чудотворца в Апулию. Возможно, сперва монахи не восприняли намерение посланников из Бари всерьез. Они сказали, что Святой никому никогда не позволял переносить его останки в другое место; даже императору Василию Македонянину пришлось отказаться «от намерения перенести в Константинополь». Но, применив угрозы и силу, барийцы узнали место захоронения святителя. Настойчивые барийцы уговорами и силой смогли завладеть мощами, но в спешке забрали только большую их часть. К сожалению, останки Чудотворца были частично повреждены во время поиска их в храме. А вот как описывает похищение мощей писатель-агиограф, организатор ежегодных международных конференций николаеведов, автор недавно вышедшего исправленного жития святителя Николая Александр Владимирович БУГАЕВСКИЙ.

Он пишет, что «…баряне разбили эту мозаику ломом, один из моряков спустился в гробницу и, увы, встал прямо на благоухающие миром святые останки и повредил их. Мощи по частям поднимали и укладывали в священнические одежды. Главу святого и многие другие фрагменты скелета перенесли на корабль. Но полностью забрать мощи не удалось, так как мореплаватели торопились и опасались, что ликийцы спустятся с горы в город и воспрепятствуют похищению мощей. Все же несколько десятков жителей Мир успели добежать до кораблей барян. Сил у них было недостаточно, чтобы вступить борьбу с вооруженным отрядом моряков, но плач стоял великий. В результате баряне хотя бы оставили икону святителя Николая, которую тоже было прихватили, и пожертвовали весьма значительную сумму денег храму великого чудотворца.( Журнал «Нескучный сад» №1(12)’2005)

Храм Николаю Чудотворцу в Бари

Жители Мир вернулись в ограбленный храм и обнаружили, что оставшаяся часть мощей оставалась погруженной в миро. Опасаясь новых нападений и грабежей, они приняли решение снова сокрыть святые останки под пол, что и было выполнено. Возможно, для того чтобы предотвратить последующие попытки хищения мощей и запутать будущих святотатцев, местные жители решили выставить у храма поврежденный саркофаг, взятый с «царского некрополя, расположенного вдоль дороги в порт Андриаке». Они выдавали его за гроб святого Николая, ограбленный барийцами, внутрь которого поставили сосуд с миром от мощей святителя Николая. Этот обман нашел продолжение и в наше время. Данный саркофаг до сих пор демонстрируют в храме-музее современного города Демре, как мы уже отмечали, выдавая за настоящую гробницу Николая Чудотворца. Археологические исследования показали, что святитель не мог быть захоронен или перезахоронен в данной галерее и в саркофаге, ранее принадлежавшем язычнику. Несмотря на препятствия, святыня всё же была доставлена в Бари, где хранится по сей день.

И в тоже время анализ материала по перемещению мощей Николая Чудотворца указывает и на несколько  другую причину. В Европе к концу XI в. усилились призывы на борьбу с неверными. В XI веке турки опустошали владения Византии в Малой Азии, сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и уничтожением книг. По легенде, в 792 году калиф Харун Ар-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать и разграбить гробницу святителя Николая. Однако вместо неё он, якобы, разрушил другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя и, едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были тогда разбиты и сметены стихией… Подобное осквернение христианских святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Рассказы вызывали в религиозно настроенных массах западных христиан сильное негодование против сельджуков,  которые захватили ликийские земли, и сожаление об участи города Миры. На Западе понимали, что христианские святыни в Византии будут уничтожены. Поэтому европейцы во время путешествий на Восток считали нормальным похитить святыню и вывезти её к себе на родину. Похитить для того, чтобы спасти от уничтожения и поругания. Спустя 8 лет после описанных событий по переносу мощей, в 1095 году Пётр Амьенский выступил в базилике свт. Николая в Бари с проповедью Первого Крестового похода. Папа Урбан II благословил поход для освобождения Святой Земли от неверных. Венецианцы также решили принять в нем участие. В напутственном слове венецианский патриарх выразил надежду, что рыцари не только помогут освободить Гроб Господень, но и привезут в Венецию великие святыни и, желательно не только из Иерусалима, но и из Мир Ликийских. Так как мощи Покровителя моряков — святителя Николая обязательно должны находиться в Венеции. Прибыв в Миры и обыскав гробницу, венецианцы не нашли в ней мощей, а только воду и масло. Разъяренные солдаты стали крушить церковь. Не выдержав пыток, один из сторожей, «указал на ал-тарь святого Иоанна. Там хранились мощи двух святых — Николая и свя-щенномученика Феодора, «предместников блаженного Николая». Тут же алтарь был разрушен, и извлечены три кипарисных ящика, которые  сейчас же отнесли на галеры венецианцев.

Часть отряда задержалась в храме, осматривая его для возможного ограбления, и «почувствовала чудесный аромат». Некоторые из местных жителей вспомнили, что местный архиепископ в дни памяти святителя Николая совершал богослужение не в приделе Чудотворца, а «поставив треножник на ровном месте над телом святого» в другом помещении храмового комплекса. Увидев на своде комнаты икону святителя Николая, крестоносцы поняли, где находятся мощи великого Чудотворца.

Венецианцы, вернувшись с кораблей, вскрыли несколько уровней пола и обнаружили спекшуюся «смесь металла и битума», содержащую в себе святые мощи. Поскольку барийцы двенадцать лет назад забрали боль-шую часть мощей из гробницы, миро, обильно источавшееся ранее, выде-лялось в совсем малых объемах. За годы нахождения в гробнице и под влиянием особенностей климата южного региона манна высохла и приоб-рела твердую кристаллическую консистенцию. Пришедшие вынуждены были выламывать кости святого, что приводило к их дроблению. Не имея достойного ковчега для мощей, он сложил их в свой головной убор. С мощами лежал медальон, надпись на котором гласила: «Здесь покоится великий Николай, славный чудесами на земле и на море»

Таким образом, еще одна часть мощей из оставшихся после кражи барийцами, была спасена.

Истории эти произошли довольно давно. Но на целые столетия оставался открытым вопрос, у кого же все-таки находятся мощи святителя? То есть либо в Бари, либо в Венеции. Загадка разрешилась с помощью проведенной в 1953 году экспертизы в Бари. Результаты были поразительны, они полностью подтвердили описание обретения мощей Николая Чудотворца, показали, что многие косточки, тонкие от времени, были сильно повреждены. Но самое поразительное, что официально была подтверждена мироточивость мощей. Тонкие косточки буквально плавали в миро. Тщательно разложив все косточки по порядку, профессор обнаружил, что значительной части мощей не достает. Первое подозрение о том, где находится вторая часть, пало на Венецию. Только в 1992 году состоялось самое тщательное исследование мощей Святителя Николая в Венеции. Открыв ковчег, комиссия увидела множество разных костей, а так же камень черного цвета, с надписью на греческом языке: «Мощи Святого смиренного Николая». Когда профессор Мартино тщательно исследовал и сопоставил результаты с ранее полученными в Бари, он пришел к заключению, что мощи, находящиеся в Венеции, дополняют сохраняющиеся в Бари.

Таким образом, как утверждает А.В. Бугаевский: «То, как выглядело, согласно древним хроникам, перенесение мощей из Мир в Бари, очень трудно описать в агиографическом стиле как благочестивое событие с участием людей, благоговейно радеющих о святыне. На самом деле это было похищение. Хотя к тому, что мощи оказались в Бари, следует отнестись, как к милости Божией. Если бы не набег барян, бесценная христианская святыня, вероятнее всего, была бы утрачена в ходе завоевания Византии Османской империей.

Алексей Шестаков.

По материалам интернет -источников.

Maya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *