Восприемники и поручители д. Покров

Восприемники и поручители д. Покров

В наши руки попала выписка  из метрической книги за 1904 год «Рождество-Богородицкой церкви, что в селе Песоченский Завод  Жиздринского уезда», из государственного архива Калужской области, которую нам любезно предоставил Николай Поляков из Санкт-Петербурга. В выписке из метрической книги содержатся записи в отношении жителей деревни Покров Кировского района, в части 1 «О родившихся», в части второй «о бракосочетавшихся», в части 3 » Об умерших». В то время деревня Покров входила в приход Рождество — Богородицкой церкви села Песоченский завод Жиздринского уезда Калужской губернии. Книга содержит сведения в части 1 «О родившихся», в части второй «О бракосочетавшихся», в части 3 » Об умерших».

А. Бауэр в своей работе «Село Покров и его жители» указывает, что «Во второй половине 19 и первой четверти 20 веков крестьянское население России интенсивно растет, этот же процесс характерен и для Покровского: по данным 1903г. в селе проживало 383 мужчины и 419 женщин (всего 802 человека). А по данным 1914г. покровцев уже было 860 человек (415 мужчин, 445 женщин).» (https://kirmuseum.ucoz.ru/publ/1-1-0-288). Однако, в клировой ведомости церкви за 1916 год в разделе «Ведомость о приходе» содержатся сведения о наличии жителей деревни Покров: мужчин 377, женщин на сто больше. Мы видим, что количество мужчин сократилось, а женского пола возросло. Основной причиной сокращения мужского населения, видимо, стала 1 мировая война.

Из анализа данных метрической книги за 1904 год мы видим, что в селе Покров в этот год умерло очень много детей, что  впрочем, было характерно практически для всего крестьянского населения Российской империи. Россия в эти годы с небольшим отрывом «лидировала» среди других европейских государств в детской смертности. Так, в этом году в деревне Покров родилось 48 младенцев, а умерло тоже 48 жителей. Из них взрослых умерло только семеро. Остальные дети. Так, в части метрической книги » О родившихся»  имеется запись следующего содержания: » 6 января родилась дочь Анастасия у крестьянина деревни Покров Кирилла Ивановича Парфенова и жены его Акилины Григорьевны…»(Основание: Ф33.Оп.12. Д 96.Л.174об-175).

А в части 3 » Об умерших» уже имеется запись о ее смерти: «5 февраля умерла деревни Покрова крестьянина Кирилла Ивановича Парфенова дочь Анастасия 1-го месяца от роду от слабости. Погребена7февраля.» (Основание: Ф33.Оп.12. Д 96.Л.320об-321).  Записи позволяют установить причины детской смерти. В основном дети в Покрове умирали от кори (14), от слабости (11), коклюша, скарлатины и живота  (по 5). Эти цифры в целом отражают данные о детской смертности в России в те годы. Так, по данным приведенным в книге С.А. Новосельцева «Смертность и продолжительность жизни в России», изданной в 1916 году в Петрограде типографией Министерства Внутренних дел дети, как и взрослые, в основном умирали от «остро-заразных инфекций»:  кори, оспы, скарлатины коклюша, тифа и др.(почти 528 случаев на 100.000 человек).

Обращают на себя записи в части о родившихся детях и в части «о бракосочетавшихся» слова «восприемники» и «поручители». К примеру: «21 февраля родился сын Иван у крестьянина деревни Покров Даниила Филлиповича Махина и жены его Варвары Федоровны. Младенец крещен 22 февраля. Восприемники (курс.авт.): той же деревни крестьянин Георгий Яковлевич Поляков и Трофима Давыдовича Большакова жена Александра Григорьевна».

Восприемники и поручители обязательно указывались в метрических записях, (в обязательном порядке — с 1837 г.). (http://genealog-expert.ru/).

Давайте разбираться по порядку.

Слово «восприемники» связано с крещением ребенка. Из записи в метрической книге о родившемся ребенке мы видим, что это слово встречается только после слова «крещен». «По принятому словоупотреблению термин восприемник (susceptor, sponsor, fidejussor и т. п.) означает лицо, являющееся свидетелем, поручителем за веру крещаемого и вместе его наставником, руководителем в дальнейшей религиозно-нравственной жизни». (А.В. Петровский «Восприемники».)

В то время крещение проводилось, как правило, вскоре после рождения ребёнка (по записям мы видим, что практически на следующий день или через два дня после рождения, реже — в тот же день). Так как «за смерть младенца некрещёным родителям полагалось наказание в виде отлучения от причастия на три года, поэтому родители старались окрестить ребёнка как можно раньше». (http://genealog-expert.ru/). Если по виду ребенка определяли», что он  не жилец на этом свете, то крещение могло проводиться не только священником, но и любым взрослым мужчиной и даже повивальной бабкой при соблюдении обряда. Если младенец выживал, священник позднее совершал над ним таинство миропомазания. Однако, как утверждают источники, такие случаи встречаются в метрических книгах редко. В церковь на крещение младенца приносили его восприемники-крестные отец и мать. Родители, как правило, в церкви тогда отсутствовали.

Восприемники были свидетелями и поручителями веры и обетов. Они произносили за младенцев необходимые ответы, а впоследствии брали на себя попечение о духовном воспитании или заменяли ребенку родителей в случае их смерти.

Восприемниками не могли быть родители для своих детей, монахи и монахини. Церковные правила гласили, что при крещении требовался один восприемник того же пола, что и младенец, но чаще, особенно в конце XIX — начале XX вв. восприемников было двое, мужчина и женщина. Что и доказывают записи в метрической книге.

Что же касаемо «поручителей», то на современный лад это слово является синонимом слова «свидетели».

Одна из записей метрической книги гласит так:  «9 января бракосочетались деревни Покров крестьянский сын Денисий Васильевич Кавсьянов 20-ти лет и тойже деревни крестьянская девица Ольга Федоровна Ромахина 19-и лет. Поручителями  по жениху были: крестьяне деревни Покров Николай Герасимович Пахомов и Павел Григорьевич Колов.

Поручителями (курс.авт.) по невесте были: той же деревни крестьяне Абрам Николаевич Пашкин и Андрей Федорович Ромахин.» Всего в январе 1904 года бракосочетались тринадцать пар. Из них только в один день 28 января свадьбу играли восемь семей: Большаковы, Поляковы — 2 пары, Ромахины, Гавриковы, Силкины и Гераськины. В отношении одной пары в метрической книге не указаны фамилии: «… деревни Покров  крестьянский сын Антоний Максимович 19 лет и деревни Малого Жилина крестьянская девица Анисья Павловна 16-ти лет.»

Обращает внимание, что  у жениха и невесты поручителями  записаны по двое человек. Эти слова связаны с особенностями бракосочетания в дореволюционной России. С. В. Булгаков в работе «Настольная книга священно-церковнослужителя». (Полное издание 1913 года. тр.1248.)указывает:

«Как по женихе, так и по невесте должно быть не менее трех или двух поручителей, которые подписываются под обыском; при этом поручитель по женихе не может уже ни в коем случае быть поручителем и по невесте и наоборот…» . Поручителями жениха и невесты могли быть только уважаемые жители и хорошо знающие брачующихся. Требование о том, что должно быть поручителей не менее двух, видимо, означает будущую надежность и крепость семейных уз, так как за нее поручились не менее четырех человек.

В народе поручителей называли дружка, или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — поручители.  Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

«Закон обязывал священника быть особенно внимательным к совершению брака. Перед началом венчания требовалось представить в Церковь документы, которые могли удостоверить священника, что возраст, вероисповедание, гражданское состояние жениха и невесты, отсутствие недопустимого родства между ними, позволяют вступить в брак. Бюрократическая волокита была сведена к минимуму, поскольку сам священник, на которого ложилась вся полнота ответственности за правильность брака, определял, какие документы будут для него достаточны». (https://predok.moy.su/publ/2-1-0-2)

Обычно документы вступающих в брак молодых были в порядке. Однако, приходской священник был обязан троекратно во время ближайших воскресных или праздничных литургий оповещать прихожан о предстоящем бракосочетании. Такое «оглашение» или «окличка» призваны были выявить все фактические препятствия, делавшие брак невозможным. А после исследования всех документов и оглашения, священник должен был составить еще один особый акт, называвшийся «брачным обыском». В брачном обыске находились все метрические данные жениха и невесты, указывалось на отсутствие недопустимого родства и на согласие родителей или опекунов, подтверждалось согласие начальства военнослужащих и чиновников, назначалось время и место предстоящего венчания. Брачный обыск подписывался женихом и невестой, двумя или тремя поручителями со стороны жениха, двумя или тремя поручителями со стороны невесты и в заключение священником, диаконом и псаломщиком, производившими обыск. «Роспись» жениха и невесты была непременной принадлежностью бракосочетания и в то время, когда оно совершалось исключительно в Церкви. Таким образом, мы можем сделать вывод, что метрические книги церкви обладают массой интересной информации, которая позволяет как историкам, так и обычным любознательным людям лучше узнать  традиции, особенности русского быта в старину.

Алексей Шестаков.

Фото из открытых источников интернета.

Maya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *