Его имя всегда будет славимо благодарными потомками. (Начало).

Его имя всегда будет славимо благодарными потомками. (Начало).

(Продолжение здесь).

Среди святых русских воинов защитников Руси одно из самых почетных мест принадлежит святому благоверному князю Александру Невскому. И по отцовской и по материнской линии Александр Ярославич был праправнуком славного великого князя Руси Владимира Мономаха. Среди его ближайших предков были также св. блгв. князь Андрей Боголюбский, первый некоронованный самодержец Древней Руси, и дед его, великий князь Всеволод «Большое Гнездо», и родные дяди князья Мстислав Храбрый и Мстислав Удалой. Все они были знамениты своими воинскими подвигами и внесли большой вклад в историю России. Да и отец св. Александра великий князь Ярослав Всеволодович был личностью выдающейся. Он высоко держал знамя великокняжеской власти и очень много сделал для спасения Руси в самые первые трудные годы монголо-татарского ига. Мать святого князя, княгиня Александра, в инокинях Феодосия, причислена к лику святых. Св. благоверный князь Александр Невский воплотил в себе все лучшие качества своих выдающихся предков. «В личности князя Александра соединились в полной мере черты беззаветной храбрости и «золотое сердце» с благоразумием, наследованным от суздальских предков. Все это было пронизано глубокой верой в истину Господню и создало прекрасное гармоническое сочетание, цельный могучий характер, столь необходимый Руси в одну из труднейших годин нашей истории», — пишет о нем современный историк (Александр Воловик, «Св. блгв. кн. Александр Невский», М., 2008. С. 30).

Древнейшие списки жития святого князя рисуют его в образе сказочного богатыря, который, побеждая врагов, сам был непобедим. Жития восхваляют ум и сердце, красоту и храбрость Александра и рисуют его как богато одаренную личность и духовно, и физически. «Он был умом и мужеством подобен царю Ахиллесу, рост его больше всех человек, голос его как труба в народе; лицо его было, как у Иосифа прекрасного, сила его была половина от силы Самсона; и дал Ему Бог премудрость Соломона, храбрость, как у царя Веспасиана, который пленил всю землю Иудейскую», — повествует одна из древнейших исторических повестей, сложенных о славном князе Александре Невском («Повесть о житии Александра Невского», цит. по книге «Литература Древней Руси», М., 1990. С. 203).

Он всегда был народным героем, одним из самых почитаемых русских святых. Святой благоверный князь Александр Невский, великий князь Владимирский и Киевский, в шестнадцать лет, а, по некоторым сведениям, даже в 14 лет, вместе с братом Федором был поставлен своим отцом на самостоятельное княжение. И не где-нибудь поставлен, а в «Господине Великом Новгороде», известном своей вольницей, вечевыми традициями и крутым своенравным характером. Сколько от юного князя требовалось твердости воли, осторожности, выдержки и в то же время умения обращаться с людьми, снисходительно относиться к их взглядам и привычкам, чтобы, выполняя волю отца, привлечь к себе доверие и любовь новгородцев, не хотящих поступиться чем-либо из своих вольностей. И все эти трудности удавалось ему обходить. «Отец был им доволен. Новгородцы любили его… Наш князь без греха, — был их общий отзыв» — говорил о нем древний биограф («Жития Русских Святых», М., 2008. С. 428).

Талантливому юноше удалось то, с чем не могли справиться многие именитые князья. Новгородцы подчинялись ему не за страх, а за совесть. Особенно сильно народ полюбил князя Александра после того, как в голодное время он открыл княжеские житницы и стал раздавать хлеб нуждающимся. Тем самым многие были спасены от голодной смерти. И такое было неоднократно. Но при всей своей доброте и милосердии, если было необходимо для пользы дела, молодой князь проявлял железную волю и непоколебимую стойкость характера. Он был выдающейся личностью во всех отношениях: и как мудрый правитель — отец для народа, и как талантливый полководец, побеждающий врагов не числом, а умением, и как искусный политик, умеющий строить отношения с земными владыками так, что все его уважали и хотели с ним мира.

Годы правления Александра Ярославича — это один из самых тяжелых периодов за всю историю Руси. С Востока наваливались, сметая все на своем пути, монголо-татарские полчища, которые разорили и сожгли дотла все, кроме Великого Новгорода, русские княжества, погрязшие в междоусобицах. Не менее страшная угроза происходила с Запада, так как шведы, датчане, немцы, литовцы двигали свои войска, пользуясь тяжелым положением Руси, чтобы отхватить себе новые территории. Положение было отчаянным, но в это время князь Александр своими героическими победами спас Русь от уничтожения. Князь понял, что с Ордой воевать нельзя, ибо это было бы безумием подобным самоубийству. Он проявлял лояльность к татарам, стараясь задобрить их подарками, и всеми средствами поддерживал с ними мир. Но зато со стороны Запада он в многочисленных битвах сумел отразить угрозу, одержав целый ряд замечательных побед. Это оказалось самым мудрым и дальновидным решением. Бороться с татарами — значит обречь страну на полное уничтожение. К тому же, татары были индифферентны и не трогали Церковь, не насаждали свою веру. Напротив — рыцарские ордена Запада несли не только смерть и разрушение русским людям, но посягали даже на их душу и веру. Поэтому св. князь Александр направил все силы на борьбу с рыцарями.

В 1240 году 28 июля, в день Крестителя Руси, 20-летний Александр Ярославич с небольшой новгородской дружиной нанес сокрушительное поражение шведам. Шведы на многих кораблях под предводительством опытного полководца зятя короля ярла Биргера, пришли на берега Невы. Вместе со шведским войском прибыли епископы и множество католических священников, чтобы обратить новопокоренные племена в латинскую веру.

Александр Воловик пишет: «Это был крестовый поход на Русь. Римский папа Григорий IX повелел Упсальскому епископу буллой от 9 декабря 1237 года возвестить крестовый поход против язычников и русских. Папа обещал прощение грехов всем участникам похода, а павшим в бою — вечное блаженство. Приготовления продолжались более двух лет. Собралось многочисленное войско» (Александр Воловик «Св. блгв. кн. Александр Невский», М, 2008. С. 43).

И вот уже шведская армия в устье Невы. Отсюда Биргер направил своих послов в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, сопротивляйся мне, я уже здесь и беру в плен землю твою». Князь Александр не стал долго раздумывать, звать на помощь других князей и собирать большое ополчение. Причастившись Св. Христовых Таин, князь попросил архиепископа Спиридона благословить его и дружину на предстоящее сражение. Затем обратился к воинам: «Братия! Нас мало, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде!» После молебна в св. Софии он быстрым маршем повел свое войско навстречу врагам, которые выгрузились с кораблей и отдыхали, не ожидая нападения. Неожиданно стремительным ударом Александр Ярославич атаковал шведов с трех сторон. Передовой конный отряд русичей устремился вдоль берега к кораблям, сбивая мостки и отсекая тех, кто не сошел на берег. Враг был в панике, все смешалось в лютой сече, где каждый из русичей дрался один за десятерых. Причем сам князь, громогласно давая распоряжения и команды войску, бился в общих рядах, как простой воин, и проявил чудеса мужества и храбрости. По свидетельству Жития, в единоборстве Александр Ярославич своим острым копьем поразил в лицо самого ярла Биргера. Шведское войско осталось без предводителя и еще больше пришло в смятение.

«Несмотря на численное превосходство своих рыцарей, крестоносцы вынуждены были отступить к стоявшим у берега шнекам. Ожесточенная битва продолжалась у самой воды. Но ранение самого ярла, гибель многих знатных рыцарей, захват и потопление пешей ратью кораблей, в конце концов, привели к жуткой панике в рядах шведов. Крестоносцы стали поспешно садиться на корабли, в беспорядке отходя от береговой черты на расстояние полета стрелы» (Прот. Александр Соколов, «Святой витязь земли Русской», Нижний Новгород, 2008. С. 56).

Многие шведы, не успевшие сесть на корабли, были истреблены ижорянами, которых князь Александр оставил в засаде. Целый день продолжалось сражение, и к исходу дня стало очевидно, что вражеское войско разбито. Оставив без погребения множество убитых, остатки огромного войска шведов на уцелевших кораблях с позором бежали. За эту славную победу народ назвал князя Александра Невским. Древнее предание говорит, что накануне Невской битвы воин сторожевого поста Пелгусий видел святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба, спешащих в ладье на помощь своему сроднику Александру. Это видение — надежда на помощь свыше, а также слова, сказанные благоверным князем накануне битвы: «Не в силе Бог, а в правде!» — вдохновили новгородскую дружину на подвиг. Вдохновляли эти слова и последующие поколения русских воинов.

Недалеко от места Невской битвы позднее Петр I основал знаменитую Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге и в 1724 г. совершил туда перенесение мощей святого.

Еще более славную победу Александр Невский одержал над Ливонским рыцарским орденом на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г. в день праздника Похвалы Богоматери. Битва вошла в историю под названием «Ледовое побоище». Объединенные суздальско-владимирские и новгородские полки Невский витязь специально построил на льду Чудского озера. Он очень удачно расположил свои войска и так рассчитал все, чтобы сами природные условия и весенний тонкий лед помогли одолеть ему грозного противника. Рыцари выстроились клином и двинулись навстречу ждущему их противнику. Этот испытанный боевой прием всегда приносил им победу. Невозможно было выдержать удар этой закованной в панцири громады, которая подобно тарану все сметала на своем пути. Но русские стояли насмерть. Они сваливали закованных в тяжелую броню рыцарей с коней и добивали их, почти неподвижных, до конца.

Материал подготовил протоиерей Александр Рябов.

Maya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *