Заслонили Родину собою
Так называется страничка, появившаяся на сайте Министерства обороны РФ (https://podolskie-kursanty.mil.ru/), где представлены рассекреченные боевые документы, раскрывающие подвиг подольских курсантов в драматический период истории Великой Отечественной войны: угрозе захвата немецкими войсками г. Москвы осенью 1941 года.
В эти октябрьские дни исполняется 80 лет со дня бессмертного подвига подольских курсантов пехотного и артиллерийского училищ при обороне столицы нашей Родины в далеком 1941 году. К большому нашему сожалению, писать об этом подвиге 17- летних юношей, вчерашних школьников, только, что сидевших за столами в учебных классах и зубривших военную науку, стали не сразу после нашей победы. Подвиг подольских курсантов стали изучать только к двадцатилетию Великой Победы — в 1965 году. Видимо, кто-то все-таки не хотел ранее признавать ошибки и просчеты нашего командования, когда значительная часть войск Западного, Брянского и резервного фронтов оказались в окружении, и сплошной линии фронта для обороны Москвы не существовало.
В 1939-1940 годах в Подольске были созданы два военных училища — артиллерийское и пехотное. Курс подготовки офицеров младшего командного состава был рассчитан на три года, но летом 1941 года программу срочно переделали на шестимесячную.
Набор 1941 года состоял из студентов гражданских вузов, а также мальчишек, чей школьный выпускной состоялся в тот самый день, когда началась война. Начальник Подольского артиллерийского училища Иван Стрельбицкий вспоминал: «Было среди них немало таких, кто еще ни разу не брился, не работал, никуда не ездил без папы и мамы».
Занятия с курсантами-новобранцами начались в сентябре. А вечером 5 октября в училищах прозвучал сигнал «Боевая тревога!»
Младший командный состав — то звено, без которого армия существовать не может. Использовать курсантов, будущих офицеров, как простую пехоту, можно только от полного отчаяния и безысходности.
Такое положение сложилось, когда в первых числах октября 1941 года на Малоярославецком направлении нависла угроза выхода немецких войск непосредственно к Москве. Над Москвой нависла тень фашистской свастики. От Юхнова до Москвы оставалось 198 километров, а войск для защиты столицы на этом пути не было.
Чтобы закрыть имеющийся опасный участок для прорыва немецких войск, в Ильинском секторе Малоярославецкого боевого участка 5 октября были подняты по тревоге подольские военные, — пехотное и артиллерийское училища, и брошены навстречу гитлеровцам, чтобы любой ценой задержать их продвижение до подхода резервов Верховного Командования.
В записях боевых приказов и распоряжений члена Военного Совета МВО дивизионного комиссара К.Ф.Телегина 5 октября с 12.00 по 16.00 указывается: «В эти часы было получено донесение от коменданта Мало -ярославецкого УР (укрепленного района прим.авт.) полковника Смирнова, что танки противника и мотопехота заняли Юхнов, продвигаются к Медыни. Дано распоряжение поднять по тревоге Подольские Пехотное и Артиллерийсткое училища….»
Чтобы выиграть время для развертывания под Малоярославцем главных сил училищ, навстречу противнику был выдвинут передовой отряд в составе 6-й роты пехотного училища под командованием старшего лейтенанта Л.А. Мамчича и артиллерийского дивизиона в составе двух батарей под командованием капитана Я. С.Россикова. В рассекреченных документах имеется Приказ Заместителя командующего войсками МВО генерал-майора Никольского, которым объявлен приказ Командующего МВО, переданный по телефону: » ШТАОКР 14.30 5.10.41 майору тов. Романову. 1. Из состава училища организуйте стрелковый полк. 2. С приданным арт.полком ПАУ ( Подольское артиллерийское училище. Прим. авт.) в 21.00 выступить машинами, юго-западная окраина Малоярославца, для занятия обороны и удержания противника. 3. Роту, усиленную арт.дивизионом в П.О. (передовой отряд.прим.авт.), вышлите в 16.00.»
О драматизме состояния подготовки к боевым действиям и отправке курсантов на фронт говорят боевые документы тех времен. Срывать курсантов с учебного процесса было категорически запрещено. Будущие офицеры составляли золотой фонд армии. Тем более оснащенность курсантов к боевым действиям была практически никакой. В докладе командующему 43 Армии » О боевых действиях Подольского пехотного училища» говорится: «5.10.41 года по тревоге училища выступило в район Малоярославец в составе 4-х батальонов, из коих 2 бат-н (3 роты) численность 370 чел. курсанты с 5- месячным сроком обучения .4-й бат-н с месячным сроком обучения и 1 и 3 бат-ны сентябрьского набора, за исключением 1 и 2 рот, которые в своем составе имели курсантов, с 5-ти месячным сроком обучения.
Вооружение-все курсанты вооружены винтовками обр.1898 г…..
Никаких штатных средств связи училище не имело , и в поход выступило с учебным имуществом, которое могло обеспечить управление одним батальоном.
Автотранспорта для быстрой переброски батальонов имелось только 10 машин, кроме того было собрано в городе 12 машин, таким образом только 2 б-н, как наиболее боеспособный, был переброшен на машинах, остальные батальоны подходили походным порядком.
Довольствие курсантов производилось сухим пайком, так как в училище походной кухни не было, вследствии этого люди на всем протяжении боев горячей пищи не получали, а с 15 по 21.10, когда пути подвоза были заняты противником, питание как продовольствием, так и боеприпасами, отсутствовало…»
Передовой отряд сыграл большую роль в задержке наступающих немецких войск, отходя с одного рубежа на другой. Потери курсантов были большие. Что можно было, кроме личного героизма курсантов, предъявить врагу. Не имея боевого опыта, юноши под авиационными бомбежками, под организованным огнем минометов, пулеметов и автоматчиков смогли нанести врагу огромный урон в живой силе и технике. Но за эти пять дней курсанты уничтожили 20 танков, 10 бронемашин, несколько сотен солдат и офицеров. В результате этих ожесточенных боев в живых остались немногие. Но своим героическим самопожертвованием они сорвали план быстрого захвата Малоярославца и помогли нашим войскам выиграть необходимое время для реорганизации обороны на подступах к Москве.
10 октября остатки курсантов передового отряда вышли к Ильинскому сектору Малоярославецкого боевого участка и соединились с основными силами Подольских военных училищ. 11 октября, в полдень, начались бои на всем боевом участке. Несмотря на серьезные и подчас трагические недочеты в боевом и тыловом обеспечении, курсанты стояли насмерть. Так, на 13 октября в сводном отряде курсантов подольских артиллерийского и пехотного училищ числилось 334 бойца, вооружение которых составляли 336 винтовок, 3 ручных пулемета и 3 исправных орудия калибром 45 и 76 миллиметров с боекомплектом в 260 снарядов.
В боевом донесении от 17 октября 1941 г. начальник пехотного училища генерал-майор Смирнов докладывал командующему 43-й армией о громадных потерях училищ на 12-й день обороны: по итогам боев в укрепленном районе осталось два батальона курсантов, каждый из которых численностью по 120-150 человек. «Командный состав почти полностью потерян…» «Люди исключительно переутомлены, падают на ходу от переутомления; — докладывал Смирнов, — не обеспечены теплым обмундированием, нет перчаток, без шапок (в фуражках), у 60% рваная обувь. По двое суток не питаются». Далее следует ходатайство о том, чтобы «…оставшихся курсантов выпустить лейтенантами для того, чтобы они могли вести бои не рядовыми бойцами, а командирами. Срок выпуска прошел 15 октября».
Вклад вчерашних школьников в оборону Москвы огромен. Подольские курсанты уничтожили около 5 тысяч немецких солдат и офицеров, 100 танков и бронетранспортеров. Пока «красные юнкера», так называли немцы наших курсантов, сдерживали наступление сил противника, удалось создать и укрепить новую линию обороны и подвести резервы. Те из подольских курсантов и командиров, которым посчастливилось выжить при обороне Москвы, впоследствии сражались на фронтах Великой Отечественной войны.
Мужества и героизма, проявленного мальчишками за эти дни, хватило бы на объемный исторический труд. Маршал Г.К. Жуков, который 8 октября встречался с курсантами передового отряда, в своей книге «Воспоминания и размышления» отметил их боевые действия: «От бомбовых ударов, артиллерийского и минометного огня казалось, что вся земля вокруг встала дыбом и ничто живое на ней не уцелеет. После 40-й минуты подготовки и обработки переднего края курсантов 10-й роты — противник бросил в бой пять танков и две роты пехоты. Но танки и пехота были уничтожены.»
Курсанты-артиллеристы проявили чудеса героизма и самопожертвования. Не оставляя огневых позиций, они отражали непрекращающиеся атаки гитлеровцев. В истории сохранилось имя командира батареи лейтенанта Афанасия Алешкина.
Когда едете по Варшавскому шоссе в пос. Ильинское в сторону Москвы, с правой стороны можно заметить сохранившийся до наших дней ДОТ, носящий его имя — «Алешкин дот».Он вместе с семью курсантами действовал хитро. В тот момент, когда гитлеровцы из орудий начинали расстреливать его дот, Алешкин с подчиненными выкатывал орудие на запасную позицию. Стоило огню стихнуть, а немецкой пехоте перейти в атаку, как орудие возвращалось на прежнюю позицию, и снова выкашивало ряды противника.
Этот дот немцы прозвали «оживающим» дотом. Бронедверей и бронещитов тогда не было, любой рядом разорвавшийся снаряд постоянно ранил наших героев, наших мальчишек. Немцы видели своими глазами, что внутри дота разрываются снаряды, что ничего живого там не может остаться, и спокойно, вразвалку, шли на штурм. Они считали, что уничтожены все курсанты, да и что могло остаться в живых после этого сокрушительного огня. Но в какой-то момент дот оживал и снова начинал стрелять: ребята закатывали в разбитый дот пушку и опять открывали огонь по солдатам и танкам врага.
Немцы были ошеломлены! Они долго не могли распознать орудие Алешкина и несли большие потери, а когда обнаружили, окружили дот и забросали его гранатами. А.И. Алешкин погиб смертью храбрых, вместе с шестью курсантами.
Жертвы среди курсантов и командного состава училищ были очень большие. Из 3500 человек в строю осталось только около 500 человек. Примерно 2500 курсантов и командиров подольских военных училищ погибли в боях с превосходящими силами противника. Поскольку тела погибших оставались на полях сражений до декабря 1941 — января 1942 гг., когда были захоронены, большинство погибших курсантов так и не были опознаны и числились пропавшими без вести.
Историческое значение героического подвига подольских курсантов в битве за Москву в октябре 1941 года на Малоярославецком боевом участке Можайской линии обороны состоит в том, что своим мужеством, отвагой, массовым героизмом и самопожертвованием они вместе с частями 43-й армии сорвали гитлеровский план молниеносного захвата Москвы. Они выиграли драгоценное время, позволившее нашему Верховному командованию подтянуть резервы из глубины страны в самые трудные для Москвы дни. Подольские курсанты дали возможность нашим войскам создать прочную оборону на реке Наре и вновь возродить Западный фронт. Вечная память героям!
Алексей Шестаков.