Когда дети дома одни…
В начале октября в дошкольных группах МКОУ «СОШ №8» прошло открытое занятие по развитию речи для детей подготовительной группы «Знайки» на тему «Безопасность детей дома». В гости к ребятам пришел всем известный домовенок Кузька из старого, доброго, но незабытого советского мультфильма, который тоже часто вместе со своей подружкой, девочкой Наташей, оставался дома один. Когда родителей нет рядом, в детях очень часто просыпается инстинкт исследователя, экспериментатора, их манит то, что взрослые, как правило, запрещают. А вот почему запрещают — очень хочется узнать! И малышей тянет на подвиги, только заканчивается это иногда, к сожалению, плачевно. С целью предупредить опасные поступки, а также рассказать о последствиях несознательного поведения детей в быту, и были проведены дидактические игры и упражнения, рассмотрены различные ситуации.
Пришедший гость вызвал радость и улыбки на лицах ребят. Они с удовольствием показали Кузьме, какие дружные, как много они умеют, и даже пригласили выполнить вместе с ними артикуляционную разминку, которая так важна на каждом занятии по развитию речи.
Однако, дети заметили, что гость грустит. В ходе беседы выяснилось, что Кузя расстроен теми неприятностями, которые случаются у них с Наташей, когда они остаются дома одни. Дошкольники пообещали помочь домовенку разобраться в причинах их неприятных приключений, чтобы они больше не попадали в беду. Малышам были предложены отрывки из знакомого мультфильма, в которых домовенок прячется от Наташи в холодильнике, духовке газовой плиты, зажигает свечку со своим другом Нафаней, стоит на подоконнике, выбрасывая мусор в открытое окно, а также ситуация, когда Наташа пустила в дом незнакомку — Бабу-Ягу, и многое другое. На примере данных ситуаций дети учились анализировать поступки, делать выводы. В ходе выполнения данного задания развивалась речь дошкольников, они практиковались в составлении простых предложений.
Размявшись и поиграв, дети заняли место за столами, ведь их ждало новое задание. Воспитатель демонстрировал запрещающие знаки, касающиеся правил безопасного поведения в быту, а дети должны были сформулировать предложения по каждому из них, а затем составить схему придуманного ими предложения. Дошкольники использовали счетные палочки для схематичного обозначения слов, располагая их на столе горизонтально одно за другим. В конце предложения ставили точку, роль которой выполняли осенние каштаны. Данное задание вызвало у ребят некоторые трудности при составлении схем предложений, однако, после нескольких незначительных ошибок, дети освоились и справились с задачей на «Ура!» В ходе данной работы дети учились делать выводы и формулировать простые предложения на основе символических условных знаков, проводить анализ предложения, вычленять слова в его составе и схематически его фиксировать, используя предложенное оборудование. Возникшие в ходе выполнения трудности не испугали ребят, они приложили максимум сил и упорства, чтобы справиться с ними и встать на новую ступень знаний и умений.
При выполнении следующего задания дети продемонстрировали гостю, что могут отвечать не только сами за себя, но и работать в команде. Каждый ребенок вытянул жребий (цветные жетончики) и оказался в одной из трех команд. Участникам каждой команды предлагалось вытянуть одну из карточек, на которых были изображены опасные в быту предметы (нож, розетка, спички, таблетки, иголки и т.п.). Команда должна была назвать данный предмет, определить, на какой звук он начинается, придумать слова, отвечающие на вопрос «Какой это предмет?», то есть прилагательные, а также составить простые предложения, используя в них название данного опасного предмета. Приятно отметить, что каждая команда успешно справилась с поставленной задачей. В ходе выполнения этой работы развивалась речь детей, они тренировались в определении первого звука в слове, что способствовало развитию их фонематического слуха и восприятия, учились подбирать слова-прилагательные к существительному, согласуя их в роде и числе, а также составлять простые предложения.
Увидев и услышав от ребят так много информации, содержащей советы по безопасному поведению дома, Кузя решил поделиться ею со своей подружкой Наташей. А чтобы он ничего по дороге не забыл, ребята в итоговой части занятия повторили, обобщили и еще раз проговорили домовенку правила безопасного поведения в быту (не открывать окна и не высовываться наружу, не оставлять открытым кран с водой, не включать электроприборы и газовые плиты, не употреблять лекарства из домашней аптечки, не брать острые и колющие предметы, не открывать дверь чужим и т.д.), напомнили об опасных предметах, к которым дети не должны прикасаться, а также пожелали хорошего настроения и передали привет девочке Наташе.
Елена СЕЛЕЗНЕВА, воспитатель дошкольных групп МКОУ «СОШ №8».