Удивительное село Волое. (Продолжение)

Удивительное село Волое. (Продолжение)

Начало здесь.

Было это там, где сейчас известный всем святой родник, в километре примерно от ямы, на берегу ручья Муравки. Рассказали легенду, я так и не понял, к чему она относится: то ли к провалившейся церкви, то ли к блудному месту: говорят, некий поп бросил церковь, ушел на свидание с молодкой и утонул в болоте, и церковь его рухнула.

Тут же велосипедистки решили нас проводить, и поскольку время было еще приемлемое (19 часов), мы решили последовать совету, поговорить с Галиной Иванушкиной в  Муравке, и где-то подальше от ямы заночевать (а не рядом, как сначала хотели).

Когда шли, на соседнем, отделенном перелеском лугу, обнаружили лунковидное углубление, обложенное дерном, диаметром с метр и глубиной около 40 см, с несколькими угольками и обгорелой тряпкой на дне. Кто и для чего его сделал, спутницы нам ответить не смогли, а мы сами тоже не поняли.

Распрощавшись, уже вдвоем дошли до окраины Муравки. Слева обнаружился дом явно со столярной мастерской, справа — крутой двухэтажный коттедж с несколькими машинами рядом — типичная вилла «нового русского». Людей рядом не было, звонка на двери не оказалось, и мы пошли искать Иванушкину дальше. Увы: все дома в деревне оказались нежилыми (или вообще разрушающимися).

Делать нечего — вернулись к коттеджу, и я робко постучался. Вскоре вышла женщина лет 35 — она и оказалась Галиной Иванушкиной! Еще ничего толком не выслушав, приветливо и очень настойчиво потянула нас в свой особняк, а там оказался стол, за которым сидело несколько человек. Все встретили нас чрезвычайно радушно, только одна дама лет 60 ни больше ни меньше, как попросила предъявить документы! Решив, что раз будем здесь вести опрос, прикалываться над ней негоже, я вытащил ей две ксивы (редакционные), и она их внимательно рассмотрела, тут же бормоча, что видела меня по телевизору! И смех, и грех! Правда, присутствовавшие были в подпитии, впрочем, весьма легком. Однако радушие и гостеприимство были вполне деревенскими: усадили за стол, накормили, напоили чаем (еда простая, сельская, без изысков: макароны с жареным салом, конфеты).

Записывать за присутствующими было весьма сложно, как и снимать на видео, так как говорили все, дополняя и перебивая друг друга, но основное  мы смогли ухватить.

Андрей: На берегу ручья имеется Сердитый Колодец. Назвали так потому, что когда человек туда приходит, ключ сначала потихоньку, потихоньку  бурлит, а потом, когда начинают рядом говорить, сильнее и сильнее. Песок начинает выбрасывать камни. Интересное такое явление — именно на разговор начинает бурчать.

В.А.: Говорили, что когда-то церковь провалилась на том месте, где сейчас этот ключ, в то время, когда Наполеон шел. А еще говорят, есть клад Наполеона в месте под названием Провал. Вот там испокон веков провал был, огромная яма.

Андрей: Эта яма действительно есть. Сейчас оттуда березы растут. Ничего туда не впадает. Провал на высоком месте. Раньше подводы с зерном туда сыпали. Яма ужасная!

В.А.: Об исчезающих реках, ручьях мне мама не говорила. Говорила о кладе Наполеона. 12 сенных оглобель надо отмерить от этой ямы на закат рождественского Солнца.

Андрей: Мне дедушка рассказывал, как он ходил туда копать. Копал, копал, дошел до плиты, и не смог ее вскопать. У нас были бурильщики лет 30 назад, и он пошел к ним: «Ребят, прокопайте мне эту плиту» Они ему: «Дедушка, только вечером» А вечером пришел начальник и увез их.

В.А.: Говорили, церковь провалилась на том месте, где Сердитый Ключ. Он очень давно существует, этот ключ.

На вопрос о «нечистых местах» и зонах узнали, что есть Антоново озеро. Однажды мать Гали пошла туда утром  за грибами. Ее нет и нет. Заволновались, вечер уже. Поехали искать. И нашли ее  недалеко от этого места. Она потом говорит: «Весь день хожу — слышу, Валя, сестра, смеется — а голос ее то там, то там, то там!»

А еще случай с детьми был. Пошли купаться, с ними еще Маша Иванова была. На реку. Назад приходят: «Мама, мама, мы сейчас видели автобус». Он на другом берегу был. А как туда проехать? Я, когда расспрашивала — они сказали, что серебристый, нарисовали сигаровидной формы, и ряд маленьких окошек. И без колес. Они когда раздеваться стали, забежали за куст, чтобы там переодеться — а этого автобуса уже нет. Я думаю, это прилетали инопланетяне.

В.А.: Мне бабушка рассказывала. Жила у нас в селе женщина, она пасла овец, стала спускаться к Сердитому Ключу, смотрит: торчит в горке котел, полный золота. Она бросила овец, побежала за своим мужем, муж запряг лошадь… И они привезли клад, выстроили потом три дома. Это точно было: бабка называла фамилии, и еще бабушка говорила: церковь в землю провалилась, там послушаешь — так звенит в горе, ее колокола звенят.

Г.С.: Да, раньше, говорят, был слышен в Сердитом колокольный звон… Но на самом деле, было все так. Стояло там село Михайловка и была там церковь, на возвышении.. Была Троица, шел Наполеон, и по ней стреляли ядрами из пушек — естественно, она же высокая, вот и целились. И ее то ли разрушили,  то ли она сползла, то ли произошли подвижки и она провалилась потом.

Женя и Галина отвезли нас к Сердитому. Родник довольно мощный — несколько выходов, но на карстовый источник не очень похож — ключи бьют со дна заполненных водой ям, поднимая эффектные клубы глины. Понятно, имеются и крестики с иконками. Площадка внизу вымощена плиткой — Женя сказал, что здесь стояли немцы из какого-то экологического лагеря, вроде стройотряда. Он же, ссылаясь на своих знакомых геологов, заявил, что «вода в роднике течет с четырехсот метров», но что это значит — объяснить не смог.

Распрощались. Женя посоветовал место для лагеря на противоположном берегу, оказавшееся весьма неплохим. Сначала Сергей хотел было стать прямо у родника, где разворачиваются машины — но я его отговорил: выходной. Оказалось, правильно сделали, что отошли — машины с компаниями приезжали к святому роднику до полуночи (мы уже спали).

Проснувшись, пошли искать Провал. Решили в первую очередь сосредоточиться на точке, показанной Женей. Впрочем, их было не много — все поля заброшены, давно не пашутся, заросли одичавшим люпином. Подпочвенный слой всюду — конечные моренные отложения из крупного песка и гравия.

Дойдя до указанного места, обнаружили, что указанная как ориентир «опушка» практически не опознается — поля заросли мелким и частым древостоем. Надо приезжать в безлиственное время года, весной или осенью, после листопада.

Вернувшись назад, на лугу, соседнем с тем, где образовалась воронка, нашли еще несколько рукотворных углублений в виде лунок, аналогичных виденному вчера, причем по краю одного из них воткнуты прутики. Что это такое — не смогли понять, Каминский выдвинул идею, что это засады для охотников, выслеживающих зайцев. Покрутившись возле непонятных ям и истратив на них немало пленки, дошли до главной загадки и тщательно ее осмотрели. Результаты: форма неправильная, близкая к овальной, наибольший размер 6.2 м. Расстояние от дневной поверхности до уровня воды 1,4 м, от уровня воды до дна примерно в центре — 2,5 м, к краям дно повышается и явно имеет воронковидную или полусферическую форму (зондировали шестом, еще до нас кем-то оторванным от ограды).. Вода мутная, течения незаметно. Стены ровные, грунт действительно как срезан, причем на обнажениях видны дыры — кротовые норы, оставшиеся неосыпавшимися.  До воды породы явно представляют четвертичные отложения, верхний слой —   белесоватая земля с примесью трепела, затем красноватый прослой толщиной в пару сантиметров и бело-коричневый грунт (лесс?) до уровня воды. На северо-западном краю слои нарушены, имеется черное пятно, как будто здесь уже был некий котлован, почти таких же размеров, как и нынешняя яма, но смещенный к северо-западу, позднее заполненный почвой. На восточном краю ямы имеется небольшой оползень, с несколькими кустиками травы, показывающими, что образовалась яма минимум две — три недели назад. Заметно, что уровень воды в котловане меняется — еще недавно он был чуть (сантиметров на 10) выше (мокрый грунт).

Расстояние до ручья около километра, причем перепад высот, по данным прибора «Гармин», приличный — у родника 208 метров, а здесь — 248.

Провели съемку хрональных аномалий. Каминский выдвинул здравую идею, заметив, что все провальные воронки, которые мы знаем, и фотки, которых приводят в литературе — давние, возрастом минимум в годы, а как выглядит свежий карстовый провал — мы не представляем. Вполне возможно, что у него как раз борта ровные, а оплывут позже. В общем, непонятно до конца с этой ямой.

Пошли в село. У крайнего дома встретили мужика с косой — по его словам, дно воронки воронковидное, шло на конус, воды раньше было мало.

Далее провели выборочный опрос. Всем задавали вопрос о наблюдениях НЛО, о «нечистых местах». Народ чрезвычайно приветливый, общительный  и доброжелательный, видно, что поговорить любят. Деления на дачников и постоянных жителей не делали. Всего опросили 60 человек, разного пола и возраста — результаты таковы:

Видели  НЛО  3 человека. О блудных и нечистых местах конкретно ничего не говорят. О культовых камнях, криптидах, леших и пр. инфы вообще нет. О Провале знают довольно много людей.

Полученная в ходе опроса информация об аномальных явлениях:

1. Девушка и парень лет по 17, стоявшие в группе сельчан на краю огорода, сказали, что видели что-то в небе, но ничего конкретного не пояснили. Вероятно, видели спутники или что-то похожее.

2. Продавщица сельмага заявила, что дважды видела НЛО малинового цвета «размером с  яблоко». Отвлекаться от прилавка не захотела, так что ее не расспрашивали.

3. Семен Иудович Волчков, один из нашедших яму (сам сказал свое настоящее отчество, в титрах «Ники» его представили Иосифовичем, — видимо, батюшка,: крестивший его отца, пошутил), мужик лет 60, серьезный, заявил, что когда подогнали к краю ямы коров — они там не стали есть траву. Больше ничего не сказал, заметив, что на дне были комья земли, а воды почти не было. НЛО и прочее не видел и не от кого не слышал (потом припомнил, что вроде какая-то бабка на его улице очень давно видела в том направлении «свет какой-то»). О мелких воронках на соседнем лугу сказал, что это работа охотников, выслеживавших рябчиков и тетеревов.

4. Сидевший на завалинке мужик сказал, что «У нас НЛО не летают, а вот мой кировский приятель  говорит, что  у них каждый день почти видят, и приглашал приезжать посмотреть.  Я над ним посмеялся, а он обиделся, серьезно, мол, говорил».

5. От мужика: Церковь в Михайловском провалилась не из-за Наполеона, а потому, что в ней согрешили: кум на куму залез.

6. Мужик с бородой говорил, что, когда пьяным пас коров лет 15 назад, «меня русалки в болото завели». Видел, как они танцуют. Объяснить их внешность не смог и сам сомневается в реальности виденного («был пьяным»). Он же сказал, что Волчков был раньше председателем сельсовета (похоже — солидный мужик), а нашел яму первым сын собеседника, подпасок Петр Малинкин.

7. Мужик сказал, что лет 5 назад ночью падал метеорит, осветивший все вокруг зеленоватым светом. Мы подумали, что речь о жиздринском, но собеседник склоняется к тому, что это было летом и глубокой ночью — часа в три. Видел это еще и какой-то рыболов на речке, плававший «на камере». Хотя точно он не помнит.

8. Видела НЛО в прошлом году Воробьева (женщина лет 40, живущая в двухэтажном кирпичном доме), вместе с пареньком, Кириловым. О ее наблюдении нам рассказывали многие (ОБС работает). Поговорили с очевидицей, она как раз вешала белье.

Осенью прошлого года, на рассвете, она в западной стороне увидела сполохи, подумала, пожар — когда вышла, сполохов уже не было, а висел шар огненного цвета, намного больше полной Луны, потом удалившийся из поля зрения. Кириллов наблюдал вместе с ней, но его «сейчас нет». До этого тоже видела шар, два года назад, но уже не такой большой. Из-за спешки и отсутствия особых перспектив подробно ее не расспрашивали.

Попытались найти на берегу реки обнажение, чтобы посмотреть из чего состоят берега — глухо, все задерновано.

До Фоминичей шли пешком (9 км) и, как только дошли, нас догнал рейсовый автобус. А нам сказали, что он будет минимум на полчаса позже…

В Фоминичах спрашивали человек 30 о провале, всех социальных групп, стучались в дома — глухо, никто ничего не знает про «вторую воронку».

Кстати, народ здесь уже менее приветливый (обычный), местная жительница заявила следующее: «У нас живут православные, а в Волом и в Новоселках — карагулы».

Поговорили со старожилкой бабушкой Соней, 1922 года рождения, бывшей в огороде. Сказала, были разговоры о русалках. Говорили после Троицы: «Пойдем венки развивать, а то русалки придут, будут на них качаться». У нас такой обычай: в понедельник, на Духов день, нагинают две березки и украшают цветами лесными, а на заговенье расплетают.

Отчет А. Перепелицына перечитала несколько раз, однако понять, прилетал инопланетный корабль в Волое или нет, так и не смогла.

Волое живет и развивается. Счастья вам, добрые люди!

Одно скажу, я счастлива, что не только знакома с жителями этого удивительного села, но и два года  учила в местной школе — одной из самых больших в районе, мальчишек и девчонок русскому языку и литературе. Много могу рассказать о своих учениках и их родителях, о том, как приезжали из Кирова молодые люди, чтобы в кафе испить пивка, а вечером потанцевать в большом современном зале. Много парней и девушек было на селе в те годы. Сегодня от бывшего торгового центра осталось лишь основание. Не раздаются детские голоса и в школе, которая тоже закрыта. Но сотни, тысячи  жителей села Волое покоряют сегодня Москву и Санкт-Петербург, Калугу и другие города нашей страны. А их малая Родина — село Волое, живет и будет жить.

Людмила ЛОСЕВА.

Maya

Добавить комментарий