«Клаус. True. Фобия».
12 марта впервые на сцене МКУ «Молодёжный культурный центр» нашего города выступил Инновационный театр балета (ИКЦ) г. Калуга
Молодой экспериментальный коллектив единственного профессионального театра современного танца представил зрителям комикс-балет — спектакль «Клаус.True.Фобия» по мотивам произведений Франца Кафки «Превращение», «Сон», «Процесс».
Философские произведения выдающегося немецкоязычного писателя XX века, классика литературы, сложно поддаются инсценировке и экранизации. Франц Кафка — писатель, философ, пророк, одна из ключевых фигур культуры XX века. Его произведения пронизаны сознанием абсурда цивилизации, страхом перед холодом мира и неправовой властью.
Но, как говорится, нет ничего невозможного. И калужский инновационный балет смог подступиться к решению этой задачи. Постановочная группа, включающая балетмейстера — постановщика Ксению Голыжбину и хореографа — постановщика Евгению Талецкую, режиссера Константина Солдатова, художника мультимедия Андрея Горлачева, звукорежиссеров Александра Тишкина и Павла Евсеева, а также художников по костюмам Ксению Минскую и Елизавету Невинную смогли создать яркое, динамичное и запоминающееся зрелище, поселив персонажей произведений в двухмерном мире комикса, а зрителей почти на час погрузив в данную реальность.
Смело можно сказать, что представление началось задолго до начала самого комикс-балета. Перед началом спектакля зрители проходят по темному закулисью, будто по лабиринту ужасов в луна-парке, и встречаются лицом к лицу с персонажами. Это не просто необычно, но и жутковато. Грим артистов делал черты резкими, однозначными, как на бумаге.
«Послушай, Клаус! Когда твой день похож на все последующие, а вчерашний день ты уже забыл, пора придумать сказку для того, чтобы научиться бояться», — призвали авторы.
Место действия жизни, как беличье колесо, — город TRUE. Герои — Клаус, Кафка и другие горожане предавались тараканьим бегам так резво, будто ипотеку отрабатывали. Сцены следовали друг за другом, как страницы журнала. Активно использовались проекции на экран, на котором дублировалось действие.
Визуальный ряд в нем хотелось бы отметить особо. Создатели с помощью различных изобразительных средств смогли передать атмосферу произведений Кафки, говорящих о жизни маленького человека в большом городе, о страхах, связанных с бюрократией и механистичностью жизни, и в то же время создать собственный художественный продукт. И, конечно, этот спектакль — хороший повод перечитать писателя или познакомиться с его творчеством.
Но вернемся к «Клаус.True. Фобии». Что же это такое — «комикс-балет»? Это спектакль в формате комикса, синтез балета, театра и видеоарта. Визуальные эффекты здесь не просто фон, а полноценное сценическое решение, яркое, талантливое и современное. Это интерактивное взаимодействие артистов и экранной плоскости: вы видите персонажа на сцене, и тут же на экране появляется и оживает его портрет. И это лишь один из множества приемов, каждый из которых использован не ради того, чтобы удивить публику (хотя и это удается прекрасно), а чтобы донести до зрителей идеи авторов балета и самого Кафки.
Современное искусство позволяет каждому зрителю трактовать произведение по-своему. Возможно, «Клаус.True. Фобия» — спектакль о жизни «по инерции», в которой один день похож на другой, а все вместе они превращаются в дурную бесконечность, в «бытие к смерти».
Нас окружает целый океан «информации», «инноваций» — такова реальность. На самом же деле — сплошной «День сурка», дурная бесконечность. Как бороться с имитацией дружбы, любви, работы, искусства? Для начала нужно осознать обман. А затем проявить мужество, и не поддерживать его.
Воплощением бесцельности сизифова труда стал герой, который всю постановку бежал по беговой дорожке, но так и не сдвинулся с места. Изможденного заменил Клаус, и фитнес начался заново. Кстати, фитнес — лучшая метафора бесцельности усилий, вернее, мнимости цели.
Как перестать быть нарисованным человечком в уродливом комиксе, обрести полноту бытия и свободу? Кто хочет — найдет ответ, искусство может лишь подсказать. Возможно, нужно начать с самого малого — посмотреть на свой город, людей, которые тебя окружают. Увидеть грязь, боль, несправедливость, горе, а, может, надо находить в каждом новом дне что-то хорошее, обращая внимание не только на картинку смартфона.
Комикс-балет — спектакль «Клаус.True.Фобия» смотрится на одном дыхании. После хочется задуматься не только о смысле жизни и перечитать Кафку, но и посмотреть данную постановку, вошедшую в Long List самой престижной российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» снова.
В завершении хочется выразить благодарность творческому коллективу Инновационного театра балета (ИКЦ) г. Калуги и отделу культуры Кировской районной администрации за прекрасные яркие эмоции и незабываемый вечер. Очень бы хотелось, чтобы подобные встречи и такие спектакли стали доброй традицией на кировской земле.
Наталья НОВИКОВА.