Горжусь, что из крестьян!

Горжусь, что из крестьян!

Скажите, а вы хорошо знаете родословную своей семьи- своих дедушек и бабушек  по материнской и отцовской линии и пра…пра…? Этот вопрос последнее время часто задаю своим друзьям и знакомым. Почти все, кого спрашиваю об этом,  вспоминают по отчеству своих родителей имена своих  дедушек. На этом их ответ и заканчивается. К большому сожалению, многие наши современники не имеют представления  о своих «пращурах». Далеко ходить не нужно — автор этих строк и сам лет десять-пятнадцать назад не мог сказать о них больше того, что деда звали Николай (в честь него меня и назвали), а бабушку звали Татьяна. Их отчества не мог назвать, как и даты их рождения…

Все мои предки по отцовской линии уходят в глубь истории села Покров Кировского района Калужской области. И отец, и все остальные родственники, перебрались жить из Покрова в Ленинград в основном с родителями в детском возрасте. В течение многих  лет они ассимилировались в жизнь большого города, перестали разговаривать на деревенском диалекте и  стали настоящими городскими жителями. Однако  в праздник,  в какое-то важное мероприятие или чью то годовщину каких-то событий все бывшие покровцы всегда собираются за большим столом. И тут всегда происходило перевоплощение: мои родственники начинали употреблять непонятные мне слова и выражения, в общем, разговаривать другим языком, вспоминать года рождения всех земляков. Это, как потом для себя уяснил, является особенностью всех покровцев. Допустим, сегодня все вспомнили, что , к примеру, всем известного  общего знакомого год рождения, например, 1938. Встречаются этим же составом через год…и опять начинается спор: в каком году этот знакомый родился.  Это продолжается постоянно на протяжении многих лет. В одну из очередных дискуссий,  запомнив год рождения одного земляка,  по прошествии времени в следующем споре, назвал правильную дату рождения. Собравшиеся посмотрели на это очень странно: как молодой человек может  помнить эту дату лучше старожил? Постепенно пришел настоящий интерес к тому как звали моих родственников, когда они родились, их судьбы и интересные случаи с ними. Блокнотик, куда записывались различные данные о них, через несколько лет превратился в объёмистый, не побоюсь этого слова АРХИВ, в котором содержалась вся попадающая информацию о деревне Покров и её жителях.

Все данные о моих предках постараюсь передать через призму жизни моей прабабушки по отцовой линии Поляковой Анастасии Варламовны…

Мечтою чуть не каждый ныне

      Стать дворянином обуян,-

В архивной утопает тине.…                                

   А я горжусь,

                        что из крестьян!

Эти строки ленинградского поэта Николая Рачкова описывают общий взгляд на многих «генеалогических исследователей» в наше время. Многие из них ищут у себя «голубую кровь» в жилах и подтверждение высокого происхождения. Автор к этому не стремился и не стремится. Да и не смог бы этого сделать: все мои «глубокие» родственники были крестьянами.

Моя прабабушка Анастасия Варламовна родилась в крестьянской семье Поляковых в  деревне Покров в 1887 году. Она была старшим ребёнком в семье. Её отец Варлам Григорьевич родился в деревне Покров Песоченской волости Жиздринского уезда Калужской губернии в 1862 году, а ее- мама Ефросинья Васильевна родилась там же на два года позже. 

О происхождении села Покров мало что известно. Историк А.А. Бауэр пишет, что «происхождение и история кировского села Покров полны загадок и неясностей. Неизвестно, кто и когда основал его, откуда пришли первопоселенцы. В письменных источниках 18 и первой трети 19 веков следы существования этого поселения пока не найдены. По имеющимся у меня документам, сельцо Покровское уже как крупный населенный пункт числится в 1850-х годах владением некоей помещицы Пелагеи Сычевской». Однако, прабабушке Анастасии Варламовне рассказывали её родители, а она передавала своим детям и внукам, что якобы деревня Покров образовалась на реке Песочной рядом с селом Песоченский Завод путём выгодной покупки крестьян. Местный барин разводил породистых собак и, узнав, что в Мещёвском районе в селе Покров продают людей, да ещё тамошние женщины отличались удивительной красотой, просто обменял своих псов на несколько семей. Да, были времена… На базаре можно было купить вместе с курицей или поросёнком  живых людей- крепостных. Так вот этот барин пошёл и выбрал себе людей, которых поселил недалеко от своей усадьбы, образовав целую деревню, которую назвал по тому месту, откуда приехали крестьяне. Для того, чтобы они помнили  свою историю. Так и образовалась деревня Покров в Песоченской волости. Или не деревня Покров, а «сельцо Покровское», как она, в отличии от других соседних населённых пунктов, называлась в документах и на картах. Да и на картах она появилась не позднее середины 19-го века. Точную дату её образования сейчас документально не удаётся подтвердить, как мы уже и отметили. Почему к концу 19-го века деревня Покров превратилась в сельцо: может из-за стоявшей рядом с ней усадьбой барина, на месте которой до сих пор кладоискатели находят монеты и прочие железные предметы обихода той эпохи? Может быть, в деревне была поставлена часовенка? А, может, повлияло и то, и другое….

Все жители деревни были люди верующие, если не сказать, набожные: строго соблюдались все посты и каноны православной веры. Если рождался ребёнок, на следующий день он обязательно был крещён. Если умирал — человека хоронили только на третий день. Не раньше и не позже. Если православный праздник — то это был праздник с гулянками и песнями. Самыми главными праздниками, конечно, были Пасха и Рождество. Однако,тогда в каждой деревне был «свой» главный праздник помимо указанных — так сказать, свой «день города», который особенно почитался и обязательно отмечался с особым размахом. Если в соседней Большой Речке это был, например, Фролов день — 31 августа, то в Покрове это, без сомнения, было 14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В наше время все населённые пункты нашей страны стали «универсальными», практически «на одно лицо»: все одинаково одеваются, все разговаривают на одном языке — почти без местного диалекта. В любой деревне или  селе жители владеют разнообразными профессиями. А сто лет тому назад было немного по-другому. Если не сказать больше.  В каждой отдельно взятой деревне была своя профессия, которой владели практически все её жители и которой учили своих детей. Это были профессионалы своего дела, «точившие» мастерство из поколения в поколение. Были и свои профессиональные секреты, которые знали только свои односельчане. Все знали, к примеру, что если надо срубить хату, то все шли в деревню Косичино. Там жили плотники. Если в этом доме надо выполнить внутреннюю отделку — то шли к столярам в Большую Речку. Когда необходимо на дом соорудить крышу или ее отремонтировать — то шли в Примерный, там жили кровельщики и изготовляли щепу для крыши. Если же Вам надо было сшить платье, брюки или пальто, то все в округе знали — надо обращаться к покровцам. В Покрове жили портные, или «швагели», как они сами себя называли. И портными были именно мужчины.

Помимо профессии, жителей одной деревни от другой отличал и диалект языка, на котором они разговаривали. Если в Желтоухах у «якутал» был свой язык, то в соседнем Покрове тоже был свой «швагельский язык», т.е. свои жаргонные слова и выражения, которые знали и понимали только жители Покрова.  В общем, каждая деревня имела свою оригинальную особенность, и, чем-нибудь, да отличалась от другой деревни. Сейчас такое уже редко можно встретить.

Помимо моей прабабушки в семье Варлама и Ефросиньи Поляковых родилось ещё три девочки: Татьяна, Анна в 1902 году и Надежда 29 апреля 1904 года. Все четыре сестры Поляковых росли и жили в деревне Покров. На  их долю выпало быть как свидетелями, так и лично на себе испытать тяжесть невзгод и перипетий первой половины 20 века. Подрастая, все девушки выходили замуж. Кого-то выдавали уже и в 17 лет, а кого-то только к 30-ти годам. В основном они были из небогатых семей. Моя прабабушка в начале прошлого века вышла замуж за однофамильца — Полякова Ивана Семёновича. Да, в то время в Покрове было много семей носивших одну и ту же фамилию. Хотя родственниками при этом не являлись: Поляковы выходили  замуж или женились на Поляковых, Ромахины на Ромахиных и т.п.

21 октября 1904 года у «однофамильцев» Поляковых рождается первенец — мальчик, которого назвали Яковом. А у моей прапрабабушки Ефросиньи в 1904 году родилась и дочь Надежда, или Надёжка, как её называли родные, и внук Яков (Яшёк). Получается, что она рожала на протяжении 17 лет. Да, в те времена женщины рожали много детей. Причем за  большой временной период. Рожали много детей, но и много их умирало. Так, к примеру, в 1904 году в Покрове родилось 48 детей. а умерло 42 несовершеннолетних ребёнка. Причины смерти разные: всевозможные недуги и болезни. Свирепствовали инфекции, лекарств от которых просто не было. Так, больше всего детей умерало от сильнейшей инфекции — кори. Вакцину от этой болезни открыли только в 1963 году. До этого спасти заразившегося корью ребёнка в деревне практически было  невозможно.

Сестра моей прабабушки Анастасии Варламовны Татьяна, родила 11 детей. Но пересечь рубеж совершеннолетия смогла только одна ее дочь — Анастасия Ивановна (18 декабря 1916 — 08 февраля 1991). Остальные скончались от болезней или трагических случайностей, которые в Покрове случались постоянно.

После Якова у моей прабабушки Анастасии Варламовны родились сыновья Дмитрий (01 июля 1906 года), Николай (07 мая 1911 года. это уже мой дед), Алексей (22 мая 1921 года ), Егор (01 июня 1927 года) и в 1914 году дочь Мария. Разница между рождениями первого и последнего ребенка составила 23 года!

Николай Поляков.

(продолжение следует)

Maya