МИТЯ-боец и отряд

МИТЯ-боец и отряд

29  июня  в нашей стране отмечается памятная дата — День партизан и подпольщиков. Он установлен Государственной думой России в марте 2009 года по инициативе  наших соседей — Брянской областной Думы, «в знак памяти самоотверженной борьбы в тылу врага партизан и подпольщиков, внесших значительный вклад в победу советского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Вклад партизанских отрядов в победу над врагом невозможно переоценить. Благодаря действиям партизан захватчики не могли чувствовать себя в безопасности даже в глубоком тылу. Это оказывало на гитлеровцев колоссальное моральное давление.

Всего за годы войны в тылу врага действовали более одного миллиона подпольщиков и партизан всех возрастов, включая женщин и детей. Партизаны уничтожили и захватили в плен более 1 млн. захватчиков и коллаборационистов, уничтожили более 4000 вражеских танков и бронемашин, 65000 автомобилей, подбили и уничтожили на земле 1100 самолетов противника, разрушили и повредили 1600 железнодорожных мостов, пустив под откос 20000 немецких эшелонов!

Велик вклад в борьбу с фашистскими захватчиками кировских подпольщиков, партизан, действовавших на территории района и прилегающих местностях. 

На страницах нашей газеты (№№ 26,27 2020 г.) было достаточно подробно освещена героическая деятельность наших земляков подпольщиков и партизан. В том числе мы упоминали, что с 28 ноября 1941 г. по 20-е числа января 1942 г. на территории Кировского, Людиновского и Жиздринского районов нынешней Калужской области действовал разведывательно-диверсионный отряд Особой группы при наркоме НКВД «Митя» под командованием капитана госбезопасности Д.Н. Медведева. Его звание  приравнивалось к армейскому званию «полковник». Отряд провел десятки мелких и крупных диверсий и своей организационной и координирующей деятельностью среди местных партизанских отрядов заложил основы будущего Брянского партизанского края (куда входили и южные районы нынешней Калужской области). В ночь с 24 на 25 декабря 1941 г. отряд чекистов «Митя» совместно с кировскими, людиновскими и жиздринскими партизанами провел комбинированную операцию под названием «Ночь под Рождество».

Почему отряд был назван «Митя» и  что эта была за операция? Думается, нашим читателям будет небезынтересно узнать более подробно об этом.

Столь необычное для диверсионной опергруппы ласковое кодовое имя — «Митя» — объяснялось просто: этой партизанской группой командовал выдающийся человек — Дмитрий Николаевич Медведев, будущий Герой Советского Союза и соратник легендарного разведчика Николая Кузнецова. Отряд разведчиков и диверсантов «Митя» действовал до января 1942 года на территории Брянской, Смоленской, а также Могилёвской областей, и провёл там свыше 50 крупных операций. (https://foto-history.livejournal.com/13564847.html)

Отдельно хочется рассказать о личности с незаурядными качествами  командира отряда Дмитрии Николаевиче Медведеве.

В статье В.С. Антонова «Передышки в жизни ему не выпадало» опубликованной в газете «Независимое военное обозрение» 22 августа 2008 года (https://nvo.ng.ru/spforces/2008-08-22/14_medvedev.html) прямо указывается, что время, в которое родился и жил и воевал Д.Н.Медведев «…не могло не сформировать образ «своего героя» — им мог стать только человек деятельный, борец. Не случайно на весь мир прогрохотала чапаевская тачанка, будоражил сердца миллионов людей бескомпромиссный максималист Павка Корчагин. Его черты мы безошибочно угадываем и в Дмитрии Медведеве».

Родился Митя в многодетной семье квалифицированного сталелитейщика 22 августа 1898 года в Бежице, небольшом городке Брянского уезда Орловской губернии. Отец работал на местном рельсопрокатном заводе. Дмитрий учился в гимназии, вечерами давал частные уроки, а в летние каникулы подрабатывал на том же заводе. У Медведевых было 13 детей, и приработок Дмитрия был существенным для семейного бюджета.

По словам братьев, с ранних лет у Дмитрия проявлялось обостренное чувство справедливости. Поэтому слово «революция» вошло в его сознание само собой, с потоком жизни, с разговорами взрослых. Уже с 1914 года он помогал своему старшему брату Александру — члену Брянского окружного комитета РСДРП: расклеивал листовки, прятал оружие. В конце декабря 1917 года Александр становится председателем Брянской губчека. И Дмитрий, уже окончивший гимназию, снова помогает брату в нелегкой и опасной работе. Одновременно является секретарем отдела Брянского уездного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В жаркие послереволюционные года  добровольно становится бойцом Красной армии и впоследствии поступает на службу в ВЧК. Его служебно-боевая биография чекиста в предвоенное время говорит сама за себя. За успешную работу Дмитрий Медведев в 1921 году был награжден золотыми часами, в 1927 и 1929 годах — личным именным боевым оружием — пистолетами системы «маузер» с надписью «За беспощадную борьбу с контрреволюцией», а в 1932 году — нагрудным знаком «Почетный работник ВЧК-ОГПУ». Летом 1935 года Медведев направляется на учебу в Москву — на Курсы высшего начальствующего состава НКВД.

Однако в его судьбу вмешиваются обстоятельства, связанные с обвинениями его брата Александра  в сокрытии участия в оппозиции и нелестными высказываниями в день убийства С.М.Кирова. Медведева сначала освобождают от должности, а чуть позже, в 1937 году, вообще увольняют из органов.

Возможно, кто-нибудь другой на месте Дмитрия Николаевича, посчитал бы увольнение за благо — спасибо, что не посадили. Однако он был не таков. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, Медведев начал активно добиваться своего восстановления на службе. Он забрасывал рапортами наркомат, писал главному редактору газеты «Правда», в ЦК ВКП (б), руководству НКВД и даже лично Сталину. Однако ответов не было, и спустя несколько месяцев Медведев сам отправился за поисками правды в столицу. Квартиры в Москве у него не имелось, и ночевал бывший чекист, где придется — у знакомых, на вокзалах, в парках. Вот письмо Дмитрия Николаевича одному из высших чинов НКВД: «Я нахожусь в Москве уже три месяца. Ночую, где застанет ночь. Денег практически не осталось. Однако жить так готов еще столько же, лишь бы ускорить разрешение моего вопроса!». С наступлением холодов Медведев вернулся к родным на родину, но едва пришла весна, как он снова появился в столице. Многие из старых знакомых уже не пускали Медведева к себе — было слишком опасно. Одним из тех, кто приютил Дмитрия Николаевича, стал старый приятель Григорий Штаркман — бывший чекист, также как и Медведев, изгнанный из органов и из партии. Много лет спустя он рассказывал журналистам: «При мне Медведев написал Сталину письмо и указал мой домашний адрес. Я в шутку заметил, что это лишь повредит ему, поскольку двое чекистов, уволенных из органов, — это уже заговор. Медведев тогда приписал вместо обратного адреса: «Если потребуюсь, я на Курском вокзале». Он часто находился там».

В итоге произошло настоящее чудо — Медведев был восстановлен в органах. Правда, по его кандидатуре наверху было принято следующее решение: «Использование в органах НКВД возможно, но только не в центральном аппарате». Так в апреле 1938 Медведев оказался в Карелии в Медвежьегорске на месте замначальника третьего отдела НКВД Беломорско-Балтийского комбината, а через год — в Красноярском крае начальником третьего отдела НКВД Норильского строительного комбината. Сравнивать новые места службы с прежней деятельностью чекиста было трудно. Вместо живой оперативной деятельности, которую так любил Дмитрий Николаевич, он должен был обслуживать заключенных. Но в новом качестве чувство присущей ему справедливости сыграло снова роковую роль.Он был возмущен надуманными предлогами, под которыми без соблюдения процессуальных норм и без санкции прокурора арестовывали подлежащих освобождению заключенных, вынося им новые приговоры, зачастую еще более суровые. В Медвежьегорске и в Норильске он прекратил несколько следственных дел и отпустил счастливцев, отбывших свой срок, на волю. Его руководство пришло в ярость, Медведева по-хорошему предупредили: «Так здесь не принято!». На что он спокойно заметил: «Закон есть закон». Впоследствии в многочисленных объяснительных он писал: «…Мы были обязаны освобождать, поскольку в приказах НКВД и постановлении ЦК ВКП (б) и СНК подчеркивалось, что у нас нет права держать арестованных под стражей без санкции прокурора». Вначале 1939 года на имя Берии пришли два анонимных письма. В них сообщалось, что капитан Медведев, к слову, брат врага народа, с явно враждебными целями отпускает на волю диверсантов и шпионов. Последовала проверка, подтвердившая приведенные в посланиях сведения. В начале ноября 1939 приказом НКВД СССР капитана госбезопасности Медведева снова уволили из органов. Ему в вину вменялись «многочисленные необоснованные прекращения следственных дел». В этот раз Дмитрий Николаевич расстался с работой без какого-либо сопротивления и осел в Подмосковье. К тому же этого крепкого человека впервые в жизни стало подводить здоровье — сказывался полученный давным-давно ушиб спины, перешедший в тяжёлое заболевание позвоночника.

(https://topwar.ru/69864-silnyy-duhom-dmitriy-nikolaevich-medvedev.html).

Алексей Шестаков.

По открытым материалам интернета.

(Продолжение следует).

Maya