Станционный смотритель

Станционный смотритель

Один из значимых профессиональных праздников начала августа — День железнодорожника. Действительно, Россия с её огромными просторами, занимающими 1/6 часть суши Земли, является бесспорным лидером по протяженности стальных магистралей.

7 августа работники железнодорожного транспорта отметят свой профессиональный праздник. Этот день многие встретят на рабочем месте, так как железная дорога не знает ни выходных, ни праздников.

Любой пассажир, путешествующий по железной дороге, хоть раз заглядывался на вереницы прибывающих на станцию и отправляющихся поездов, удивляется, как при таком интенсивном движении выдерживаются точные графики, а составы приезжают вовремя на обозначенную платформу. Чтобы ловко и грамотно дирижировать движением, нужна не только специальная подготовка, но и острота ума, способность быстро принимать решения, чувство повышенной ответственности за свои действия. И всеми этими качествами обладает Марина Николаевна Воднева, которая уже четверть века работает дежурным по станции Фаянсовая.

Трудовую биографию Марины Николаевны смело можно оценить короткой, но очень емкой фразой: «Одна запись в трудовой книжке». А ведь за столь лаконичным определением подразумевается не один счастливый десяток лет безупречной работы.

Переступая порог кабинета дежурной по станции, глаза буквально разбегаются. Телефоны, микрофоны, огромное количество светящихся вокруг лампочек и кнопочек, ощущение, что попал на космический корабль. Пока я оглядывала кабинет, моя будущая собеседница ловко отвечала на вопросы по телефону, затем с такой же быстротой распределяла наименование путей и т.д.

Четко, быстро, грамотно дежурная по станции выполнила привычную для себя ежедневную работу. Пока я осматривалась и ждала свободную минутку в напряженном графике Марины Николаевны, в голову пришла мысль, о которой задумываются все без исключения, какая из профессий на железной дороге самая важная? Кто-то, отвечая на этот вопрос, скажет, что машинист электровоза, кто-то — дежурный по вокзалу, а кто-то назовет самой важной работу монтера пути.

И все окажутся правы, потому как на железной дороге вовсе  нет второстепенных профессий. Без машиниста не поедет поезд, дежурный по вокзалу проследит, чтобы пассажиры вовремя уехали, механик электрооборудования обеспечит правильную работу автоматики, а путейцы своевременно проверят и, в случае необходимости, отремонтируют железнодорожное полотно.

Нет, да и не может быть на железной дороге случайных людей. Каждый из них не просто работает на железной магистрали — это не просто профессия — это образ жизни.

Вот и моя собеседница — потомственный железнодорожник. С самого детства Марина Николаевна наблюдала за работой родителей и понимала, что свою судьбу тоже хочет связать с железной дорогой. Окончив с красным дипломом в конце девяностых годов Калужский техникум железнодорожного транспорта, хрупкая женщина приступила к важной и ответственной работе не только по планированию пассажирских (графиковых) перевозок, но и планированию грузового потока.

Во время смены, которая длится 12 часов, она отвечает за безопасность и бесперебойную работу всей станции. На ней лежат обязанности приема, отправления, пропуска грузовых и пассажирских поездов, а также маневровые работы, ведь именно она — своего рода станционный смотритель.

Ответственный пост Марину Николаевну не тяготит — наоборот, мотивирует делать свою работу лучше от смены к смене. Да и может ли быть иначе, если трудовая биография семьи уже десятки лет идет под мерный стук колес поездов.

— Да. В другой области я себя вообще не вижу. У нас здесь постоянно что-то новое, нет обыденности. При этом всегда присутствует колоссальное чувство ответственности. Железная дорога должна работать бесперебойно. Когда случаются нестандартные ситуации, дается буквально мгновение, чтобы из всех возможных вариантов принять единственно верный. На ошибку мы не имеем права. Дежурный по станции должен мгновенно оценить ситуацию и принять правильное решение. Даже, если что-то и произошло не по плану, пассажиры и клиенты этого не должны почувствовать. Мы в любом случае обязаны обеспечить безопасность движения поездов, сохранность перевозимых грузов и пассажиров, — делится Марина Николаевна.

На станции я провела немало времени. Так интересно рассказывала о профессии моя собеседница, что на какой-то момент захотелось тоже стать железнодорожником, чтобы отдавать распоряжения о приеме, пропуске, отправлении поездов или совершении маневров на путях, руководить, быть единственным полномочным командиром смены. Но как представила, сколько ответственности за техническую работу станции, безопасность движения, подчиненных лежит на плечах дежурного, вернулась к реальности. Нет и не может быть случайных людей в этой интересной, но сложной профессии, которую мы привыкли называть железнодорожник, ведь только по призванию души можно стать настоящим профессионалом своего дела.

Maya