Жизнь под стук колёс
В нынешнем году в календаре профессиональных праздников произошло пополнение. Причём, случилось это относительно недавно. Теперь 30 октября в России ежегодно будет отмечаться День проводника пассажирского вагона. Данный праздник установлен приказом генерального директора АО «Федеральная пассажирская компания» Владимира Геннадьевича Пястолова.
Проводник по сей день остаётся в числе востребованных профессий. Улучшаются условия для пассажирских перевозок, на смену простеньким вагонам пришли современные и комфортабельные, которые не в меньшей степени нуждаются в сопровождении человека. Правда, о проводниках и проводницах часто слагаются мифы. Люди склонны думать, что работать в данной профессии довольно просто: сделаешь уборку, предложишь пассажирам чай, и лежи себе на полке, мечтай и слушай, как стучат колёса. Тем более, сейчас стать проводником может любой желающий по достижении совершеннолетия и успешно прошедший медкомиссию. Но, наверное, вы смотрели фильмы про железную дорогу и слышали песни Марины Хлебниковой, Светланы Питерской, Юрия Истомина. Во всех произведениях образ проводницы представлен чуткой, вежливой и заботящейся о пассажирах женщиной. Проводник — это специалист, прекрасно ориентирующийся не только в устройстве вагона, но и умеющий в совершенстве взаимодействовать с людьми, находя выход из любых ситуаций. Недаром проводников и проводниц в народе называют «колёсными психологами».
Со всем вышеизложенным, как никто другой, согласна Пелагея Михайловна Косорукова. Эта миниатюрная хрупкая женщина 40 лет посвятила сопровождению пассажиров, получив звание «Почётный железнодорожник». Она поделилась с нами воспоминаниями из своей жизни под стук колёс.
Пелагея Михайловна родилась 19 мая 1938 года в деревне Космачёво Людиновского района. Её детство нельзя назвать беззаботным, так как оно выпало на голодные и страшные военные годы. Маленькой Полине приходилось трудиться наравне с родителями, чтобы хоть как-то прокормиться. Окончив школу, девушка устроилась поваром в столовую. Но старший брат Александр на тот момент уже жил в Кирове и работал на станции Фаянсовая. Он посоветовал сестре тоже устроиться на железную дорогу. Так Полина стала стрелочницей, а потом, пройдя специальные курсы, проводником. Первое время сопровождала пригородные поезда. А потом её постоянным направлением стало “Калуга — Могилёв”.
В советские времена практически от любой станции можно было добраться поездом в любую точку государства. Тогда профессия проводника была в особом почёте. Проводники не только обустраивали временный быт пассажиров, но и даже выполняли заказы людей, если тем нужно было что-то купить, а выехать в другой город не могли.
— За эти 40 лет я ни разу не пожалела о решении стать проводницей. Моя профессия мне очень нравилась потому, что приходилось очень много общаться с людьми. Если ты носишь форму железнодорожника, это означает, что ты — дисциплинированный человек, внимательно выполняющий все свои обязанности. Проводник должен понимать, что на время пути вагон для человека является его домом, — рассказала Пелагея Михайловна.
По её мнению, вежливость, и во всех смыслах этого слова, внимательность — главные качества представителя этой интересной и романтической профессии. Внешний вид Пелагеи всегда был презентабельным. Она ни разу не вышла на встречу пассажирам без улыбки. Едва они разместились, как проводница уже несёт горячий чай или кофе. При этом нужно не забыть уделить внимание вагону: вовремя открывать и закрывать двери, поддерживать температуру воды в титане, в зимнее время очищать от наледи стёкла и тамбуры. Одно только не устраивало пассажиров: с Пелагеей Михайловной и её такими же заботливыми напарницами, время маршрута пролетало незаметно. Люди постоянно писали проводнице поезда “Калуга-Могилёв” благодарности за работу. Доброта и милосердие Пелагеи Михайловны помогали пассажирам найти выход из самых, казалось бы, неразрешимых ситуаций.
— До сих пор помню этот момент. Как-то раз мы заметили, что по вагонам бежит взволнованный парень — военнослужащий. По его состоянию было понятно, что он сел в поезд без билета, и у него что-то случилось. Вместо того, чтобы ругать безбилетника, мы поинтересовались, что у него случилось. Молодой солдат рассказал, что он едет на похороны близкого родственника и может успеть только нашим рейсом. Обсудив ситуацию с начальником поезда, наша бригада приняла решение: каждый из проводников сдаст деньги и купит парню билет, чтобы на станции у него не возникло проблем. Мы так и сделали, что помогло парню добраться на похороны. Была похожая ситуация с матерью солдата. Женщина ехала в воинскую часть повидаться с сыном, везла тяжёлые сумки с продуктами. Но на вокзале, пока она ждала поезд, у неё украли не только сумки, но и деньги на билет. Наш поезд готовился к рейсу и, заметив эту женщину, мы не могли ей не помочь: на собранные нами деньги купили билет. Хоть и без продуктов, мать смогла приехать в часть к сыну.
За добросовестное отношение к своей работе и желание быть людям полезной Пелагею Михайловну повысили в должности: она стала сопровождать «специальные вагоны». Данный термин означает вагоны, в которых следуют люди, занимающие особые, значимые для государства должности.
— Но ещё раз повторюсь: если человек вежлив, ему не придётся к людям определённой должности искать какой-то особенный подход. Такой проводник будет одинаково по-доброму относиться к пассажиру независимо от того, кого сопровождает, — пояснила моя собеседница. Косоруковой не раз приходилось проявлять находчивость, но никогда не было в её работе случаев, когда она сталкивалась с агрессией со стороны пассажиров. По одному взгляду проводницы люди понимали, что в вагоне царит атмосфера теплоты и дружелюбия.
Пелагея Михайловна давно на заслуженном отдыхе. Но слово «отдых» здесь совсем не подходит. Она занимается тем, что ухаживает за людьми, страдающими тяжёлыми заболеваниями. Частичку своего сердца отдаёт не только кировчанам, но и жителям соседних районов.
Для людей поезд — это больше, чем средство передвижения. Недаром путешествие данным видом транспорта вызывает так много впечатлений. Пусть всегда они будут только положительными, как у пассажиров, так и у проводников.
Юлия Наумова.