Непростая судьба семьи Серегиных
Считается, что встречи и знакомства в период с Рождества до Крещения всегда самые тёплые и яркие. Поэтому заложенная нашими предками традиция ходить в гости во время святок соблюдается до сих пор. Как раз в один из таких дней мы познакомились с Александром Павловичем Серёгиным и приняли его приглашение.
Наша беседа состоялась на наполненной ароматами клубники и мёда кухне.
— Это лето нам передаёт привет с моей любимой дачи, — улыбается Александр Павлович, разливая по чашкам чай. — Какой же разговор без горячего чая с мёдом? Мёд нужно обязательно употреблять в пищу, особенно зимой. Тем более, он гарантирует долголетие, в чём мы с моей Валентиной Николаевной лично убеждены, дожив до стольких лет. Я говорю вам это как опытный пчеловод. Однажды я был окружён пчелиным роем, но его удалось остановить. Я так подружился с пчёлами, что занимаюсь пчеловодством более 30 лет.
Не может не вызывать восторг, оптимизм, жизнелюбие и чувство юмора моего собеседника. Общаясь с ним, может сложиться впечатление, что события в жизни Александра Павловича раскрашены в большей степени цветами радуги. Рядом любимая супруга. При первой возможности приезжают и дочь, и сын, и внуки и правнуки, которых у дедушки Саши и бабушки Вали семеро. Обязательно все вместе собираются за большим семейным столом в августе, так как в этом месяце шесть членов семьи отмечают день рождения, включая Александра Павловича. Сам он в свои годы обладает не просто хорошей, а феноменальной памятью.
На самом деле, о том, как этот человек преодолевал трудности своего жизненного пути, можно написать несколько томов книги, ставшей отличным пособием тем, кто переживает не самые лучшие времена. Ведь кто-то в подобных случаях падает духом и замыкается в своём маленьком мирке, а у кого-то, наоборот, характер закаляется.
— Это всего лишь кажется, что жизнь меня обидела. Да, у меня не было детства, хотя я прекрасно помню эти годы. И я, и жена, неоднократно имели тяжёлые заболевания, постоянно попадая в руки к докторам. Одних операций Валентина Николаевна перенесла только 10, и сейчас я о ней забочусь, ухаживаю, слежу, чтобы вовремя приняла лекарства. Мы оба имеем инвалидность. Нужно научиться видеть в таких событиях и положительные моменты: я побывал почти во всех республиках СССР. Мы с женой объехали столько городов Севера и Сибири. Я безумно благодарен хорошим людям, повстречавшимся на жизненном пути. Важно и то, чтобы у тебя была твоя вторая половинка, с которой не страшна никакая беда. Я счастлив, — говорит Серёгин.
Родился Александр Павлович 9 августа 1934 года в Калужской области деревне Зимницы Перемышльского района. Его мать носила звание «Мать-героиня», потому что в семье Серёгиных было 11 детей. Детские годы нашего нового знакомого — это жизнь мальчиков и девочек в военные и послевоенные времена. Неудивительно, что их Александр Павлович вспоминать не очень любит. Ведь первое, с чем у него ассоциируется слово «детство» — это голод. Сельчане собирали старую гнилую картошку, липовые листья. Ещё и неподъёмные для тружеников крестьянского труда налоги были установлены. Но неожиданно путь спасения указал один мужчина-украинец. Он привёл ребят к Оке.
— Там мяса навалом, ныряйте! — так сказал он о ракушках.
Саша видел, как непросто матери одной поднимать такую ватагу детей. Его отец был председателем колхоза, в середине войны отправившимся на фронт. Но Павел Тимофеевич тяжело заболел и умер, не дожив до Победы всего полтора месяца.
Саша, как и его братья, брался за любую работу. В 12-летнем возрасте он уходил в другие деревни, где пас свиней и коров. А картошка и хлеб, полученные за работу, были на вес золота.
При этом Саша был любознательным мальчишкой, стремящимся к знаниям и быть грамотным. Он очень любил проводить время со своими учителями: Василием Алексеевичем и Антониной Алексеевной Четвериковыми, с которыми читал интересные книги. Именно Антонина Алексеевна рассказала Саше, что в Калуге ведётся набор на обучение помощником машиниста. Туда по её совету юноша в 1951 году отправился вместе с другом и братом. Когда парни приехали в Калугу, оказалось, что набор завершён. Зато ребятам было предложено получить другую профессию — мастера по бурению скважин. Александр решил остаться.
В следующем году парень для прохождения практики прибыл в пустыню Каракум. Там-то, под жарким среднеазиатским солнцем, и произошло одно обстоятельство, кардинально изменившее привычный жизненный ритм.
Сильная жара и проблемы с водой привели к тому, что Александр заболел брюшным тифом. Врача поблизости не было. На ноги парня поставил живший с ним по-соседству мужчина. Александр выздоровел, а спустя какое-то время, он увидел того человека на мосту, ловящего рыбу в Амударье. Парень поздоровался, и мужчина сказал, что приехала его дочь. И в тот самый момент на мосту появились две девушки, причём, одна из них несла на руках кошку. И тут же отец Валентины познакомил её с Александром.
— Я до сих пор помню, какое в тот день на ней было платье. Но на том, что нас просто представили друг другу, наше знакомство завершилось. Чуть позже я зашёл в палатку и увидел Валентину играющей на гитаре, с того дня начали встречаться. Я сейчас покажу вам записку, в которой описал все свои чувства к ней. Записка хранится с 1953 года, — рассказал Александр Павлович.
Но однажды расстояния разлучили молодых людей. Александра направили в Томск, а Валентину — в Бишкек (в те времена Фрунзе). Но, как говорится, твой человек от тебя никуда не денется. Когда ему сообщили в письме, что муж её сестры Раисы погиб, и она находится в больнице, Александр приехал поддержать семью. Он снова увидел Валентину, и с тех пор молодые больше не расставались, в какой город не пришлось бы перебраться в связи с работой, и чтобы ни случилось.
— Самые значимые для нас события произошли в мае: знакомство, переезд в Киров и другие. В этом году будет 70 лет, как мы вместе, — поделился Александр Павлович, показывая семейные фотографии.
А жизнь постоянно проверяла обоих супругов на прочность. Во время службы в армии на учениях Александр Павлович при имитации взрыва получил тяжёлое отравление, после чего получил инвалидность, а через несколько лет после этого случая у него сильно ухудшилось зрение. В 1967 году перебрались в Киров, потому что Валентина Николаевна болела астмой.
Приехав на Калужскую землю, Александр Павлович сначала устроился товароведом в СМУ, а потом трудился на чугунолитейном заводе: прокладывал канализационные трубы и на должности машиниста насосной станции. Его жена была контролёром на складе.
Лично знакомые с Александром Павловичем и Валентиной Николаевной люди отмечают их доброту, гостеприимство, общительность, отзывчивость и жизнестойкость. Своим трудом и отношением к реальности они оба доказали, что инвалидность не приговор. Многие в нашем городе знают Александра Павловича и в качестве секретаря парторганизации. Он много времени и энергии уделил общественной работе. У мужчины много грамот.
Вот такой душевной выдалась наша встреча. За рассказами Александра Павловича время пролетает незаметно. Но в гостях долго засиживаться неприлично. К тому же нужно поторопиться в редакцию, чтобы рассказать вам о таких удивительных людях, которые вместе не только в радости и здравии, но и в печали, и в болезни. От всей души пожелаем Александру Павловичу и Валентине Николаевне здоровья, больше радостных дней и оставаться такими же неунывающими оптимистами.
Юлия Наумова.