«Я в педагогике нашёл своё призвание — 2023 г.»
В минувшую среду, в очень символичный для всех студентов день — День российского студенчества, а также столичный городской праздник День Московского университета (Татьянин день) и именины всех Татьян, был дан старт ежегодному, традиционному конкурсу профессионального мастерства «Я в педагогике нашёл своё призвание — 2023 года».
В России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Соответствующий Указ подписал Президент Владимир Путин. В документе говорится, что это сделано «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность». Именно поэтому стать победителем в этом году будет вдвойне приятнее.
Конкурс состоял из двух этапов — заочного и очного. Первый этап конкурса — заочный тур проходил в первой декаде января текущего года. Прежде чем встретиться лично, конкурсанты предоставили на суд жюри «Методическое портфолио», где рассказали о себе и о своих целях в профессии.
Во втором — очном туре муниципального конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников, предусмотрено четыре задания: «Кейс», «Открытый урок», «Мастер-класс» и «Круглый стол».
По традиции лучших из лучших должны будут выбрать по четырем номинациям: «Лучший учитель», «Лучший воспитатель», «Лучший молодой учитель» и «Лучший педагог-психолог». Но в этом году претендентов на звание «Лучший педагог-психолог» не оказалось.
За звание «Лучший учитель» в этом году будут бороться: Лия Александровна Аббакумова — МКОУ «Больше-Желтоуховская СОШ», Татьяна Анатольевна Лукьянова — МКОУ «СОШ № 7», Любовь Владимировна Нестерова — МКОУ «Кировский лицей имени Ю.Е. Уборцева и Ольга Анатольевна Шабанова — МКОУ «СОШ № 6».
Претенденты на звание «Лучший воспитатель 2023»: Светлана Геннадьевна Борисова — МКДОУ «Детский сад № 4 «Ромашка», Наталья Алексеевна Колеченкова — МКДОУ «Детский сад № 10» «Буратино», Юлия Викторовна Конкина — МКДОУ «Детский сад № 11» «Березка» и Анастасия Сергеевна Моисеева — МКДОУ «Детский сад № 1» «Сказка».
На звание «Лучший молодой учитель» претендуют: Марина Владимировна Инякина — МКОУ «Шайковская СОШ № 2», Ирина Михайловна Коцун — МКОУ «СОШ № 5», Мария Александровна Тростикова — МКОУ «СОШ № 2» им. генерала армии В.И. Исакова и Сергей Геннадьевич Чепчугов.
Первым очным конкурсным заданием стал традиционный «Кейс» — психолого — педагогическая ситуация, где участники конкурса презентуют свои профессиональные знания, индивидуальные качества в условиях коллективной проектной деятельности, демонстрируя умение командного взаимодействия.
Двенадцать смелых, талантливых и эрудированных педагогов общеобразовательных учреждений и дошкольных учреждений города путем жеребьевки разделились на три группы, и каждой группе предложили индивидуальное задание “Кейс”.
Для выполнения задания «Кейс» участникам команд необходимо было подготовить план решения психолого-педагогической задачи. Но жюри оценивало не только культуру, оригинальность и новизну представленных решений, компетентность, профессиональные навыки, владение профессиональной терминологией, но и самое главное — владение умениями и навыками коммуникативного взаимодействия в условиях командного взаимодействия. Ведь работа в команде — это залог успешной работы всего коллектива в целом.
Немаловажный фактор для успеха и презентация ответа, ведь на подготовку дано всего 15 минут, и за столь короткое время необходимо выбрать направление решения психолого — педагогической ситуации, подготовить реквизит для презентации, используя приготовленные канцелярские принадлежности и информационно-технические средства и конечно же распределить роли.
Представленное решение в форме открытого мероприятия, иллюстрирующего психолого-педагогическую проблему и демонстрирующего анализ и оценку проблемной психолого-педагогической ситуации, а также решение проблемы и принятие решения. Оценка выполнения задания группой соответствует оценке каждого участника.
Надо отдать должное организаторам, ведь все три конкурсных “Кейса”, предложенные участникам, отличались и по характеру, и по пути решения. Объединяло всех только одно — умение работать в команде и ориентироваться на то, что уверенную, самодостаточную и реализованную личность можно воспитать при условии работы всех участников воспитательного процесса, а это семья, общеобразовательное учреждение и общество.
Ответы на поставленные задачи участники презентовали в разных формах. Первая команда должна была подготовить пути выхода из непростой жизненной ситуации, в которую попал мальчик из многодетной семьи, где все дети воспитываются отчимом, и из-за недостаточного внимания со стороны родителей мальчик совершил противоправное действие, которое повлекло кражу денежных средств. Итогом командной работы стало решение, где все участники воспитательного процесса проработают с мальчиком проблему и будут внимательно прислушиваться к трудностям ребенка. Ведь порой простой, но очень важный разговор по душам для ребенка важнее всего, и он ждет его от взрослых, которым просто стоит протянуть руку помощи и поддержать в его начинаниях.
Вторая команда конкурсантов подошла к решению психолого — педагогической ситуации с креативом. Используя известный социальный мессенджер, можно было как аудио, так и через видео обратиться к участникам воспитательного процесса и найти пути решения конфликтной ситуации в семье девочки, которая воспитывается чересчур заботливой бабушкой, которая своим излишним вниманием подрывает авторитет внучки, лишая её личного пространства, из-за чего ребенок стал объектом насмешек одноклассников. Отвечая на главные вопросы и прорабатывая решения, вовлекая всех участников конфликтной ситуации, конкурсанты пришли к выводу, что они хоть и назвали свой мессенджер “скорая психолого — педагогическая помощь”, но это далеко не так. В вопросе воспитания здоровой личности никогда нельзя спешить, ведь даже одна непроработанная ситуация — проблема может привести в большим психологическим и эмоциональным проблемам для личности в будущем.
Третья команда в своем “Кейсе” находила пути решения ситуации, где отличница, спортсменка из-за травмы была вынуждена оставить спорт, который был для девочки смыслом жизни, и эта ситуация очень быстро привела к тому, что ребенок не только “скатился” в учебе, но и связался с дурной компанией. Путей решения проблемы участники команды предложили несколько: работа с психологом, классным руководителем, одноклассниками, но самым важным должны стать забота и внимание близких, которые порой не могут просто сесть и спокойно поговорить.
Впрочем, как бы не велико было разнообразие этих форм, общий смысл сказанного педагоги свели к тому, что: во-первых, все дети талантливы от природы, и главная их задача — совместно с родителями помочь разжечь эту божью искру и делать это с терпением, любовью и поощрением. Во-вторых, помощь педагога должна быть не криклива, советы — не навязчивы. В-третьих, нужно вместе с детьми идти по пути взросления, участвуя, а не наблюдая. Что ж, с такими аргументами педагогов не поспоришь.
Муниципальный конкурс «Я в педагогике нашёл своё призвание — 2023 года» продолжается, и мы будем держать вас в курсе следующих этапов конкурсных заданий. А всем участникам хочется пожелать не только победы, удачи, но и бесконечной любви к выбранной профессии.
Наталья НОВИКОВА.