Когда за дело берется мастер
Прежде чем поговорить с мастером по ремонту обуви Виктором Анатольевичем Кустаревым, хочу хоть немного окунуться в историю этой нелегкой, но очень важной профессии, без которой человечество не может обходиться на протяжении многих веков. Все мы помним фильмы, в которых показывали палатки, расположенные прямо на городских улицах, к которым постоянно обращались с просьбой прибить каблук, отремонтировать сломавшийся замок или просто начистить до блеска ботинки.
— Раньше у нас можно было и щетки для обуви купить, и крем, и набойки поставить, рассказывает в своих воспоминаниях потомственный сапожник из Москвы. — Мой дед ставил подметки еще во времена НЭПа. Отец подновлял сапоги офицеров, вернувшихся с войны.
Раньше обувные мастера старались оборудовать свое рабочее место напротив театров. К примеру, к мастеру Беньяминову ходили чистить обувь все примы-балерины. А Сергея Лемешева он даже защищал от преследований поклонниц. У Большого театра было шесть служебных подъездов. Перед концертом Сергей Яковлевич говорил обувщику, через какой он будет выходить. И тот обязательно посылал поклонниц, карауливших певца после репетиции, к другому входу.
Среди московских обувщиков был даже Герой Советского Союза. Палатка Ладо Давыдова стояла на площади трех вокзалов. «Личностью он был легендарной, — вспоминает об этом обувщике один из его постоянных клиентов. — С семнадцати лет на фронте разведчиком был. Вырезанная из многотиражки статья о нем всегда висела у него в палатке. А потом, когда он уже был в возрасте, на него напали около дома. Нанесли множество ранений и сорвали Звезду Героя.…»
Оказывается, что среди сапожников даже проводили конкурсы мастерства. И победители могли установить набойки за три минуты. И это все руками, без станков, одним ножом.
— А, что сегодня? — спрашиваю у ветерана по ремонту обуви Виктора Анатольевича Кустарева.
— Есть у нас и станки, и клей такой, о котором раньше только мечтали, и материал современный для работы, и клиентов хватает, без работы не остаюсь. Разве что качество материала в настоящее время похуже, чем раньше, но выбор есть: Брянск, Москва, Калуга…
Мой герой, как и много лет назад, такой же разговорчивый, с чувством юмора. Разве что голова посеребрилась. Впрочем, он с детства был смелым и находчивым. И мечтал, как и все мальчишки, стать летчиком или космонавтом. Потому и «летал» на мотоцикле. Однажды попал в аварию, остался инвалидом. Но сила воли, решительность не дали расслабиться. А еще любовь и хороший учитель. У Дмитрия Васильевича Овсянкина набирался опыта Виктор. И хотя старшего товарища уже нет, уроки не прошли даром. Кустарева сегодня в городе многие знают и уважают: за мастерство, «золотые» руки и доброе сердце.
И в семье у мастера все ладно. О любимой жене, с которой познакомился на танцах еще в молодые годы, столько заботы и любви сказал, что завидно стало. Кустаревы вырастили сына и дочь. Живут и работают дети в Калуге.
— Так что вдвоем мы с женой в доме остались, — улыбается мастер. — Да еще собака и кошка. С нетерпением всегда ждем в гости внуков. Трое их у нас. Хозяйства большого не заводим. С меня помощник неважный. Жена работает до девяти вечера старшим продавцом в магазине «Светофор», устает очень.
Уважаемый Виктор Анатольевич! В ваш профессиональный праздник хочу пожелать вам всегда обладать уверенностью, терпением и крепким мужеством сердца. Желаю никогда не чувствовать себя сапожником без сапог, постоянного вам и вашей семье благополучия, мира и достатка в жизни.
Людмила ЛОСЕВА.