Как учились на Руси
Во все времена человечество всегда уделяло большое внимание обучению. У древних славян в основе образования было трудовое воспитание. Независимо от состояния семьи, мальчиков учили обращаться с оружием, охоте, навыкам земледелия, скотоводства, ремеслам, а девочек — вести дом, ухаживать за детьми, шитью.
С крещением связано развитие просвещения и культуры на Руси, необходимость обеспечения богослужения книгами. Каким бы не был жизненный прогресс человека, острая нужда в постоянном образовании и самореализации была и остается неизменной во все времена. А так как наша жизнь очень быстротечна, мы мало задумываемся, а как же постигали азы науки наши предки?
И если о военном времени еще можно узнать у старшего поколения, о современном онлайн-обучении с легкостью расскажут даже ученики самого младшего звена начальной школы, которым уже предстояло столкнуться с дистантом (учебой на удаленке), но вот о том, как учились на Руси наши далекие предки, мало кто задумывался.
Не задумывались об этом и будущие педагоги дошкольного образования, которые сейчас постигают азы науки в ГБПОУ КО «КИПК» им. А.П. Чурилина, пока не встретились с творческим коллективом МКУ «Дворец культуры «Юбилейный».
Специально для будущих воспитателей в танцевальном зале Дворца, в рамках празднования года педагога — наставника была подготовлена и проведена квест — игра под названием «Как учились на Руси?»
Из самого названия можно было с легкостью предположить, что рассказ пойдет о том, как проходил процесс обучения наших далеких предков в стародавние времена, но что это будет не занудная лекция, а настоявший квест с увлекательными заданиями, уверена, участники не ожидали.
Буквально с первых минут девчонок сразу же привлек расположенный на двух разных столах реквизит, в центре которого так называемая чернильница с красной жидкостью внутри, гусиное перо и даже стилизованная под старину бумага. Но самым интересным и привлекающим внимание экспонатом был расположенный чуть дальше от столов коврик с рассыпанным горохом. Он заметно привлекал внимание и вызывал недоумевающие взгляды.
Встречу ведущая Анна Овчинникова по доброй традиции начала с небольшого диалога, а продолжила экскурсом в историю, демонстрируя разные слайды. Немного погрузившись в тему, разделившись на две команды, чтобы было азартнее играть, приступили непосредственно к прохождению заданий квеста.
Стоит отметить, что каждое задание, предложенное организаторами, было авторским, а значит найти его решение на просторах интернета не представлялось возможным. Необходимо было использовать весь умственный потенциал на сто процентов.
Каждый этап конкурсной программы был направлен на изучение какого-либо определенного старославянского предмета.
Первым было изучение, конечно же, алфавита, который сильно отличался от современного. Используя так называемую шпаргалку от организаторов — распечатанный вид старославянского алфавита, необходимо было как можно быстрее собрать слово из представленных слогов. А записать полученное слово необходимо было заготовленным гусиным пером и красной жидкостью, расположенной в центре стола в чернильнице. И вот он первый сюрприз — жидкость не простая, а съедобная — настоящий свекольный сок. Именно им писали в давние времена.
Современное поколение — это люди, которые не привыкли верить на слово, и именно поэтому почти каждый участник счел своим долгом проверить слова ведущей в буквальном смысле на язык. Убедившись в пищевой принадлежности чернил, приступили к самой интересной части проверки того, что пищевые чернила предков «работают» и сейчас. После первых неизбежных клякс дело пошло поуверенней и участники квест — игры, словив нужный азарт, стали ускоряться.
Вторым уроком к освоению стала царица наук математика, или как ее называли наши предки — арифметика.
И тут опять авторские задачки на знание старинных величин — таких как: денежка / денга, грош, полушка, гривенник, двугривенник, полтина и т.д. И тут организаторы не оставили ребят без шпаргалки с количественным значением каждой величины, и даже разрешили пользоваться для удобства счета калькуляторами на мобильных телефонах, но коварные задачки никак не поддавались.
Закрепляли знания по изучению алфавита и арифметики, конечно же, чистописанием, где необходимо было в предложенном предложении обнаружить ошибку — слово, в котором изменена всего одна буква. Следующим этапов закрепления знаний стали названия художественных произведений, где уже потерялась ни одна буква, а целое слово.
Программа приближалась к логическому завершению, жюри подсчитывало результаты успехов команд, а организаторы так и держали в тайне так привлёкшую внимание всех участников встречи инсталляцию с рассыпанным горохом на коврике.
И, как оказалось, не зря — это был еще один заготовленный сюрприз. По окончании встречи всем желающим было предложено добровольно испробовать лично на себе метод наказания учащихся на Руси — постоять голыми коленях на зернах настоящего колотого гороха. На удивление желающих оказалось немало.
Вот так весело и увлекательно с помощью квест — игры будущие педагоги дошкольного образования узнали о том, как учились на Руси в давние времена. Завершили познавательную встречу тематическим фото на память и вручением сладких сувениров.
Наталья НОВИКОВА.