В вашу честь, Николай Гостелло!

В вашу честь, Николай Гостелло!

Как же быстро летят годы! Кажется, совсем недавно получила “отлично” за сочинение о летчике, Герое Советского Союза Николае Гастелло. По происшествии десятков лет, с гордостью и со слезами, с радостью и болью, хочу еще раз вспомнить об этом человеке.

…Николай Францевич Гостелло родился 6 мая 1907 года  в семье Франца Павловича Гастылло в Гродненской области (Белоруссия), который в 1900 году пришёл на заработки в Москву (здесь его фамилию стали произносить на московский манер — «Гастелло»). Работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать — Анастасия Семёновна Кутузова, русская, была белошвейкой. Брат — Виктор Францевич,  погиб в бою за деревню Дыбалово Ржевского района Тверской области РСФСР.

Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву.Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра.

В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил слесарем на Паровозостроительный завод, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью окончил школу. В 1928 году вступил в ВКП(б).

* В мае 1932 года по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в военную авиационную школу пилотов в город Луганск, которую окончил в 1933 году.

* Служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в Ростове-на-Дону. Начав летать вторым пилотом на тяжёлом бомбардировщике ТБ-3, Николай Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт, став командиром корабля. В 1938 году, в результате реорганизации соединения, Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. Вскоре стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служит Гастелло, перебазируется к западным границам СССР в город Великие Луки. В 1940 году ему присвоено звание капитана.

Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф (Ил-4). На машине этого типа и совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло.

24 июня 1941 года огнём крупнокалиберного пулемёта со стрелковой турели стоящего на аэродроме ДБ-3ф сбил многоцелевой самолёт люфтваффе  типа «Юнкерс-88».

26 июня 1941 года, то есть спустя всего четыре дня с момента начала войны, экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло (белорус) в составе: лейтенанта А. А. Бурденюка (украинец), лейтенанта Г. Н. Скоробогатого (русский) и старшего сержанта А. А. Калинина (ненец) на самолёте ДБ-3ф вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии противника самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, что вызвало пожар на борту, и Гастелло совершил «огненный таран» — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Сегодня… сегодня “Гостелло”снова в бою”. В России начали производить дрон-камикадзе «Гастелло», созданный с учетом пожеланий участников специальной военной операции.

«Новый российский FPV-дрон разработан с учетом пожеланий операторов беспилотных летательных аппаратов, работающих в зоне СВО. В частности, коптер будет иметь возможность ночного полета и применения в темное время суток. Проектная мощность нового производства составляет пять тысяч единиц в месяц», — сообщает РИА Новости инженер-разработник.

По его словам, дроны, собирающиеся на новой конвейерной линии, на 30 процентов состоят из комплектующих российского производства, в частности, это карбоновые рамы и корпуса.

«В ближайшие месяцы количество российских комплектующих в новых ударных FPV-дронах “Гастелло” будет доведено до 95 процентов», — добавил он.

Беспилотник работает по принципу First Person View (FPV, (на фото справа вид от первого лица) — оператор, управляющий им, может видеть изображение с видеокамеры при помощи монитора, видеошлема или видеоочков.

…Экипаж Николая Гостелло не вернулся из того боя, но доказал фашистам, что наши воины никогда не сдаются, что не родился еще тот враг, который одолел бы Россию. Вот и сегодня Николай Гостелло в одном строю с участниками специальной военной операции. Победа и на этот раз обязательно будет за нами!

Людмила ЛОСЕВА, 

Использовала РИА новости.

Maya