Русские писатели: путь к Богу
В МКУ «Молодёжный культурный центр» в рамках передвижного культурно-просветительского проекта образовательных чтений Калужской митрополии при поддержке Издательского совета Русской Православной Церкви, министерства образования и науки Калужской области, министерства культуры Калужской области состоялось мероприятие «Русские писатели: путь к Богу».
На встрече состоялась презентация уникального издания — факсимильного собрания писем Фёдора Михайловича Достоевского из Сибири «Перерождение моих убеждений».
Издание сибирских писем представляет собой шкатулку из шлифованного дерева с лазерной гравировкой старинной карты Западной Сибири. На карте отмечены города, в которых Фёдор Михайлович Достоевский отбывал каторгу и ссылку. В шкатулку помещены папки из фактурной дизайнерской бумаги, в них закреплены факсимильно воспроизведенные письма Достоевского. Там же содержится расшифровка рукописи. На лицевой стороне папок — вырубка в виде тюремного окна, сквозь которое виден фрагмент рукописи.
В крышку шкатулки, за деревянной пластинкой в виде креста вставлена брошюра, в которой раскрывается духовное значение сибирского опыта Достоевского. В брошюре содержатся три статьи, публикация писем в современной графике с сохранением авторской орфографии и пунктуации, примечания к ним.
Издание включает три письма Достоевского, датированных 1854-1856 годов, отправленных из ссылки: к брату Михаилу, Наталье Дмитриевне Фонвизиной и поэту Аполлону Майкову, оригиналы этих писем хранятся в РГБ.
На встрече сотрудница аппарата издательского совета Русской Православной Церкви, кандидат филологических наук Валентина Курицина рассказала о непростом периоде жизни великого писателя — ссылке. О быте заключенного, о запрете на бумагу и писчие принадлежности, о людях, которые помогали и сочувствовали ему в этот период.
Из лекции присутствующие узнали, что письмо Михаилу Михайловичу Достоевскому относят к числу важнейших автобиографических документов о годах каторги. Фёдор Михайлович говорил о невзгодах и тяготах жизни в заключении, о лютых сибирских морозах, о том, что «промерзал до сердца», но и убеждённо писал, записывал уникальный сибирский фольклор, рассуждал о страдании и вере. Ждал, что скоро всё переменится, он вновь встретится с братом. В письме также содержится просьба о передаче любых книг для чтения, которых очень не хватало.
Познакомившись с содержанием писем, можно проследить, как менялось мировоззрение Федора Михайловича: осужденный к смертной казни, он сумел найти Бога. «Благословенна ты, тюрьма», — писал он.
Пройдя через тяжкие испытания каторги и ссылки, Достоевский сохранил веру в душе и верность Отечеству. «Уверяю вас, что я, например, до такой степени родня всему русскому, что даже каторжные не испугали меня — это был русской народ, мои братья по несчастью, и я имел счастье отыскать не раз даже в душе разбойника великодушие, потому, собственно, что мог понять его; ибо был сам русский. Несчастие моё дало мне многое узнать практически, может быть, много влияния имела на меня эта практика, но я всегда был русским по сердцу. Можно ошибиться в идее, но нельзя ошибиться сердцем, и ошибкой стать бессовестным, то есть действовать против своего убеждения», — писал Фёдор Михайлович Аполлону Николаевичу Майкову.
Из письма к Наталье Дмитриевне Фонвизиной — одна из трёх жён декабристов, навестивших в Тобольской тюрьме ссыльного писателя, написанным в Омске 20 февраля 1854 года. Присутствующие узнали, что именно она передала Евангелие, ставшее на годы ссылки единственной книгой Фёдора Михайловича. Ведь — это была единственная книга, позволенная в остроге.
Все три факсимильные издания писем смог вблизи рассмотреть каждый присутствующий и увидеть реальный почерк великого русского писателя.
Вот так современные технологии открывают нам возможность погрузиться в историю и мысли великих людей в разные периоды их жизни. Благодаря передвижному культурно-просветительскому проекту, у каждого есть уникальная возможность узнать, что думали и чувствовали великие люди, как они видели мир в свое время.
Наталья НОВИКОВА .