Беседы с другом

Беседы с другом

( Продолжение. Начало здесь.)

ЧАСТЬ 2

— Доброго дня! Хочу продолжить разговор.

— Доброго! Есть ли результаты?

— Да. Действительно, очень много зависит от того, что  в мыслях. Молитва и слушание Псалтири очень сильно влияют на мое внутреннее состояние. По крайней мере, пока слушаешь, и некоторое время после, состояние прекрасное, тоска исчезает, внутри покой. Но стоит отвлечься, как все снова возвращается.

— Конечно. Поэтому не надо отвлекаться надолго, по возможности.

— Но есть проблема. Иногда от всего этого устаешь, хочется просто отдохнуть от всего, и от молитвы тоже. Развлечься. И в эти моменты чувствуешь такое давление извне, которого не было прежде. Налетает поток мыслей и позывов. Раньше была просто тоска, а теперь это больше похоже на мысленный артобстрел.

— В нашем с тобой состоянии «развлечься», т.е. побыть без молитвы, это то же, что побыть наедине с бесами.

—  Неужели нет иных вариантов?

— Пока нет. Когда ум утвердится в Господе по-настоящему — тогда будут. А сейчас ты вторгаешься на территорию, которая, конечно, твоя, но она была давно тобой утрачена и захвачена противником. И противник переходит в контратаку с целью отбить обратно свои позиции.

— Ты имеешь, в виду бесов?

— Конечно. В данном случае хорошо уже то, что падшие духи достаточно легко себя обнаруживают. Множество людей проживают всю жизнь, будучи уверены, что никакого влияния, извне на их мысли и поведение в их жизни никогда не было. Когда враг виден, с ним проще бороться. А как бороться, ты и сам уже понял: не прекращать то, что начал. Постепенно земля твоего ума снова станет твоей землей, и каждое появление врага, даже вдалеке, станет заметным.

— Ты говорил, что скажешь, что нужно делать дальше.

— Да. То, что я рекомендовал в прошлый раз, — только первый шаг к приобретению внимания и постоянной молитвы. Само это делание подробно разработано в творениях Святых. Почитай на эту тему у них. В качестве самого понятного учителя рекомендую Святителя Игнатия Брянчанинова. У него о молитве говорится в разных творениях, но больше всего в «Беседе старца с учеником о молитве Иисусовой»,. Это -азбука, азы молитвы. Нужно не просто ознакомиться с этим произведением, но твердо его усвоить.

— Хорошо.

— Но, кроме памяти Божией, в различных формах: умная молитва, псалмопение, чтение или слушание чего-либо соответствующего, — необходимо помнить еще о нескольких важных моментах.

 — Каких?            

— Состояние совести, отношение с ближними и содержание отдыха.

-Можно поподробнее? — Конечно. Начнем с совести. Тот же Святитель Игнатий, вслед за всеми святыми Отцами Церкви, говорит о том, что покаяние — основное делание любого христианина, которое не имеет завершения на земле. Что это означает? Человек должен постоянно испытывать свою совесть, и в ней всегда найдется, что исправлять.

— Что значит — испытывать?

— Приводить в порядок, в соответствие с нормой.

— Я думал, что совесть в человеке всегда в норме, главное — ей не противоречить.         ,

— Увы, как и все в нас, совесть можно повредить. Если мы говорим о совести, в том смысле, как ее понимали Отцы, то она — присутствие Бога в нас. Это очень тонкий инструмент, его можно повредить неправильной жизнью, поэтому  нужно постоянно сверять ее с образцом.

— Каким?

— Евангельским. Я бы употребил здесь слово «заповеди», но оно не совсем подходит к описанию того, что принес Христос. Он не принес новый закон, Он принес Себя — Бог стал человеком. Его образ, Его слова и действия — и есть то, с чем нужно сверять совесть. Как только находишь что-то, что не соответствует Евангелию, нужно стремиться это исправить. Это и называется покаянием. Это не разовое, единовременное, но Непрестанное и бесконечное делание, так как главная заповедь Евангелия — «будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен». Так что совершенствоваться нужно бесконечно.

 — Можешь объяснить, как это происходит на практике?

— Борьба с грехом происходит на разных уровнях. Сначала человек отсекает грехи, которые он совершает делом, т. е. самые грубые. Потом начинает удерживать слова, но очень скоро замечает, что все дело — в помыслах. А борьба с помыслами, которая так же детально описана Святыми — это действительно бесконечное делание. Полной победы достигали, можно сказать, единицы.

— Тогда стоит ли и начинать?

— Стоит. Ведь сама по себе борьба уже спасительна. Представь себе разницу в отношении военачальника к израненному, но сопротивляющемуся солдату и к солдату сдавшемуся в плен?    — Это конечно…           

— Все Святые пишут, что главное — не оставлять борьбы. Если Богу будет угодно, Он дарует нам победу. Но и сама борьба — спасительное делание.

— А что ты сказал бы про отношение с ближними?

— Это очень важная составляющая нашего делания. Наверняка ты помнишь Евангельские притчи, которые можно свести к формуле: «Как ты относишься к ближнему, так Бог отнесется к тебе». Святые Отцы резюмировали это такими словами: «Спасение наше — в ближнем».

— Это получается, можешь бороться с грехом всю жизнь, молиться, поститься — и все без толку, если во вражде с кем-то?          — Именно так. Один из Отцов даже сказал: «Молитва памятозлобного — что посев на камне». На самом деле, человек в состоянии вражды, ненависти или даже просто осуждения не сможет ни молиться правильно, ни какие-то другие заповеди исполнять. Это будет самообман. На языке православной аскётики — прелесть. Конечно, от таких трудов не будет пользы. Вспомни заповедь: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

— Как это не просто… 

— А никто и не говорил, что будет легко. Легко «спасаться» в мечтах, в прелести, в состоянии самообмана. А реальное спасение — это пролитие крови и пота, и в переносном, и иногда, в буквальном смысле слова.

— Примириться с ближними можно, если они рядом и живы, а если нет?

— Тоже можно: внутри себя. Ведь внешнее примирение — только завершающий этап, и часто бывает, что люди внешне примирились, но в душе — нет. Это означает, что главная часть пути примирения проигнорирована. Примирению предшествует внутренняя работа.

В каждом конкретном случае нужно вспомнить, почему сложилось такое отношение у меня к этому человеку, перестать его осуждать, даже если он виноват, по нашему разумению, мысленно простить его — это важно, потому что мы обычно гневаемся не на тех, кто реально виновен, а на тех, кто задел наше самолюбие. Еще важно — начать за него молиться. Ты, наверное, уже заметил, что присутствие недруга в «шаговой доступности» на этих этапах не требуется, более того, не суть важно, жив ли он или уже преставился. После такой внутренней работы у тебя должно перемениться внутреннее отношение к человеку, и ты должен почувствовать к нему  сочувствие, снисхождение, понимание, а может даже и расположение. Тогда ты не зря трудился и достиг желаемого. После этого уже нужно внешнее примирение, если оно возможно. Если невозможно — то продолжай молиться за него. Ты уже совершил главное, внутреннее  примирение.

— Опасаюсь, что, когда увижу недруга, снова во мне возбудятся гнев и осуждение. Или он своими словами меня снова вернет на «исходные позиции».

 — Значит, нужно начинать сначала.

— И до каких пор?

— Или до примирения, или до смерти. Кстати, у Святых есть высказывания о том, что если мы будем искренне молиться за недруга, то Бог переменит и его сердце по отношению к нам,.

— А что ты сказал про отдых?

— Это тоже очень важная вещь. То, как мы отдыхаем — снимаем напряжение, показывает нам лучше всего, что на самом деле любит наше сердце. Иногда человек совершает серьёзные труды, даже подвиги, но все это с мыслью, что после всего этого он вознаградит себя каким-то милым его сердцу, расслаблением. Это может быть и не греховное дело, а просто вполне безобидные вещи.

— И что же, совсем нельзя отдыхать?

— Можно, и даже необходимо. Просто отдых — это самая уязвимая фаза нашей жизни. Именно в ней мы чаще всего становимся легкой добычей врага. Поэтому полностью расслабляться нельзя вообще никогда, как нельзя расслабиться полностью солдату нa войне. Ну а самый лучший отдых — молитва. Если наше сердце ждет такого отдыха, а от другого бежит, можно порадоваться. Кому общение с Богом стало отрадой в этой жизни, тот не лишится этого и в будущем веке. Мне кажется,, что на этом этапе мы можем сделать паузу в нашей беседе, поскольку за день или два разобраться с тем, о чем мы говорили, вряд ли получится. Встретимся через месяц, Бог даст.

Архимандрит Георгий (Евдачёв), настоятель Свято-Георгиевского Мещовского мужского монастыря

Продолжение следует.

Maya