«Понял, выполняю!»

«Понял, выполняю!»

9 марта в нашей стране торжественно отметили 90 — летие первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина. А завтра,  27 марта, мы скорбно поминаем этого легендарного человека. В этот день в 1968 году его не стало.   Со слезами встретила страна весть о гибели первопроходца космического пространства. Особенно переживали смерть Гагарина кировчане, которые два года назад до этого трагического случая встречали его на своей гостеприимной земле.

Автор этих строк до сих пор помнит тот день, когда по радио передали весть о гибели первого космонавта. И помнится тот возглас-вопрос, который буквально повис у всех на устах: » Не уберегли!!! Почему?» Вопросы сыпались ото всюду: «Зачем ему разрешили летать?» Взрослые говорили о том, что не летать летчик не смог бы, это как у птицы взяли бы и отняли крылья. Но…

Беда случилась еще до полудня того страшного дня. В ходе тренировочного полета самолет, пилотируемый экипажем в составе Юрия Гагарина и полковника ВВС Владимира Серегина,  потерпел катастрофу. Точное время гибели экипажа- 10:31 мск — установили по вмятинам от стрелок на циферблате бортовых часов. Под большим углом и на большой скорости, срубая макушки и стволы берез, истребитель врезался в землю в 65 километрах от аэродрома Чкаловский, откуда незадолго до этого поднялся в небо. Определено, что это произошло всего через 60-70 секунд после доклада Юрия Гагарина: «Понял, выполняю!». Это были последние его слова, зафиксированные в радиопереговорах с аэродромом Жуковского.

Что произошло в эту минуту или две, комиссия так и не установила. Но 29 томов расследования были засекречены. Спустя время, некоторые детали стали просачиваться из интервью и выступлений отдельных членов комиссии и привлекавшихся экспертов. А в предверии 50-летия со дня полета в космос Ю.А. Гагарина были рассекречены только выводы комиссии. Но из них ничего нового не установлено: резкий маневр и сваливание в штопор, а по какой причине — мнения расходятся.

Обнаружив в зоне учебного пилотажа сложную метеообстановку (в момент, когда Гагарин и Серегин вылетали с аэродрома, благоприятный прогноз был дан ошибочно), экипаж по какой-то причине совершил резкий маневр и вышел из нижнего слоя облаков, пикируя почти вертикально. Летчики пытались вывести машину в горизонтальный полет, но запаса высоты для этого не хватило, самолет столкнулся с землей, экипаж погиб.

В ходе расследования отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил. У Государственной комиссии претензий к летчикам и самолету однозначно не было, и понятно, почему. А вот на версию о том, что катастрофа произошла из-за каких-то «внешних» причин,  уловив заданный вектор расследования, «навалились со всех сторон — летчики, инженеры и особенно штабисты-администраторы. Все словно «прозрели» и принялись искать внешние факторы, причины и обстоятельства сваливания самолета Гагарина-Серегина в штопор»(https://rg.ru/2023/03/27/gibel-iuriia-gagarina-polveka-nazad-etu-tajnu-zasekretili-soznatelno-i-nadolgo.html.)

Так почему же самолет под управлением опытных летчиков свалился в штопор, из которого они не смогли его вывести. Версий было много. Якобы в зоне пилотирования самолета Гагарина-Серегина находились другие самолеты того же полка под началом полковника Серегина. Затем появилась версия о таинственном истребителе с соседнего аэродрома Раменское, который якобы пролетал через район полетов Чкаловского аэродрома и повлиявший на курс самолета Гагарина. Была версия с птицами и/или метеорологическим зондом, которые могли как-то помешать или даже повредить (в случае с метеозондом) фонарь пилотской кабины. Ну, а потом и «пошло и поехало»: экзотичные версии о диверсии с повреждением техники и закладки взрывчатого вещества в самолет; встреча с НЛО; воздействие каких-то магнитных и электрических полей и много другого, как утверждают специалисты из области даже ненаучной фантастики.

  Эксперты говорят, что как бы там ни было, сегодня, пересматривать выводы комиссии, исследовать что-то заново с использованием новых технических, расчетных, аналитических возможностей, никто не предлагает и не планирует. Видимо, тот компромисс, к которому пришли старшие товарищи в конце 60-х, устраивает всех и сегодня. Устраивает?

Изучая некоторый материал о причинах гибели экипажа самолета МИГ-15,  наткнулся на множество свидетельств нарушений требований безопасности при подготовке к полету. Я не специалист, но меня возмутили некоторые факты форменного безобразия. К примеру, самолет к полету начали готовить в день полета, а не накануне, как этого предписывали руководящие документы. Самолет, поднявшийся в небо, не был предназначен для тренировочного полета Юрия Гагарина. И еще многожество нарушений, что в конечном итоге привели к гибели экипажа. Может быть, все-таки стоит найти истинные причины гибели первого на Земле космонавта и сделать определенные выводы, чтобы не повторять трагических ошибок и забыть, наконец, русскую пословицу: «Русский наступает на грабли дважды».

Он родился в 34-м году и в 34 года погиб. А родным и близким еще горше от того, что 27 марта в семье отмечали как день рождения Алексея Ивановича Гагарина-отца.

Фрагменты тел Гагарина и Серёгина, которые удалось обнаружить и собрать на месте катастрофы, были кремированы, а урны с прахом установили для прощания в Центральном доме Советской Армии. В тот же день, 30 марта 1968 года, на Красной площади прошел траурный митинг, в СССР была объявлена минута молчания, после чего урны с прахом были захоронены в двух заранее приготовленных нишах Кремлевской стены.

Алексей Шестаков.

Maya