Ключи от неба

Ключи от неба

За большие заслуги перед страной, как в военные дни, так и в мирное время, ежегодно, во второе воскресенье апреля празднуется День войск противовоздушной обороны. За заслуги доблестных войск 20 февраля 1975 года был учрежден праздник — День войск противовоздушной обороны. Изначально он отмечался 11 апреля, однако по истечении пяти лет был перенесен на второе воскресенье апреля. В этом году этот день приходится на 14 апреля.

На плечи военнослужащих ПВО возложена наиважнейшая миссия — они непрерывно контролируют воздушные границы нашей Родины, а в случае их нарушения, уничтожают воздушные цели.

К войскам противовоздушной обороны отношусь с трепетом, большой любовью и с особой гордостью за этот вид войск. Мне довелось послужить в этих войсках — сначала  рядовым солдатом, а после окончания высшего  военного училища, уже в офицерских погонах, обучал и воспитывал подчиненных солдат, сержантов, а позже и офицеров подразделений противовоздушной обороны. Знаю не понаслышке об их нелегкой  службе в отдаленных гарнизонах, на «точках» ПВО, о сложностях и тяготах, вызванных отдаленностью, неприхотливыми бытовыми условиями.

Но обо всем по порядку.  Окончив среднюю школу, как и все мои одноклассники, мучительно соображал, куда пойти учиться. Еще в школе, по примеру соседки,  загорелся стать врачом и начал понемногу готовиться поступать в медицинский институт. Дополнительно занимался физикой, химией, теми предметами, которые нужно было сдавать при поступлении. Одновременно проходил за «компанию» с одноклассниками  медицинскую комиссию для поступления в пограничное училище. Но не прошел ее по зрению. Мои родители настойчиво советовали поступать  в Алма-атинский сельскохозяйственный институт на факультет электрификации. Но голова грезила уже  медициной, и я не очень огорчился, что не прошел медкомиссию в училище. Зачитывался трилогией Юрия Германа «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек» и «Я отвечаю за всё».

Мой «поход» в медицину закончился двумя провалами на вступительных экзаменах, сначала в мединститут, а затем и в медицинское училище. Срок подачи документов в другие институты закончился. А это значило «…аты, баты мы в солдаты…». Ну и попал служить, как вы думаете, куда? Конечно, в войска противовоздушной обороны страны, в один из зенитно-ракетных дивизионов ЗРК С-75. Да, эта та система, ракетой  которой в свое время был сбит американский самолет — разведчик с летчиком Пауэрсом над территорией нашей страны.

После курса «молодого бойца» командиры батарей начали «сватать» меня в свои подразделения. Для стартовой батареи требовалась большая физическая сила. Ну, этим меня родители не обделили, да и занятия спортом до службы в армии сделали мои мускулы довольно внушительными.

Для радиотехнической батареи требовалось знание электротехники, умение сосредоточиться на главном, зрительная память и другие необходимые качества. В общем, и это было мне не чуждо, ибо физика была моим любимым предметом в школе, а остальному можно было научиться. Чаша весов перевесила  в сторону радиотехнической батареи, и вскоре командиром дивизиона  был назначен на ответственную должность оператора РС (ручного сопровождения) цели.

Еще, будучи молодым «солдафоном», быстро усвоил, что оружие, находящееся на вооружении нашего подразделения, коллективное, и от умелых действий любого номера расчета зависит выполнение общей боевой задачи — охраны воздушных границ страны. Тогда меня, молодого пацана, поразили умелые и слаженные действия моих сослуживцев по тревоге,  когда дивизиону объявлялась готовность №1. А тревоги случались ежедневно, а иногда по несколько раз на день. Да и какая ночь у военного без тревоги. Тогда приходилось бросать все дела, которыми ты занимался, или покидать теплую солдатскую постель и бежать на позицию, на свое рабочее место.

Помню один эпизод в завершении моей службы в этой части. Уже когда поступил в военное училище ПВО, стоял на автобусной остановке в полутора километрах от подразделения, чтобы ехать на вокзал. В это время услышал прозвучавший в дивизионе сигнал боевой тревоги. Через несколько минут, как был в парадной форме, уже сидел за своим индикатором и включал аппаратуру. «А вы что здесь делаете?»,- услышал за своей спиной голос начальника расчета, который немало удивился, когда увидел своего, теперь уже бывшего подчиненного, на боевом посту.  Казалось бы, зачем я это сделал? Ведь автобус мог уже уйти, да и не был я больше в составе боевого расчета. Но какое-то  подсознательное чувство как будто подтолкнуло и  заставило меня прибежать на боевую позицию. И только потом я понял,  что это было чувство высокой ответственности перед моими сослуживцами, офицерами, и как бы это ни звучало пафосно, перед моей страной.

А в совокупности эта беспокойная, но интересная служба, мои сослуживцы, мои командиры повлияли на выбор моего дальнейшего жизненного пути, который я посвятил службе в войсках ПВО.

После окончания училища был распределен уже офицером на мою вторую в службе «точку», в приграничную с Китаем радиолокационную роту радиотехнических войск — «глаза и уши» войск ПВО. Сутки через двое, а то и через одни сутки, заступал вместе с расчетом на боевое дежурство. Офицеров в роте было «раз, два и обчелся». После смены с дежурства, со слипающимися от бессонной ночи глазами, шел проводить занятия с солдатами, сержантами. И только к обеду попадал домой, к семье в съемное жилье  в соседнем поселке, который располагался  в трех километрах от роты.  А утром опять на службу, на командный пункт, выполнять боевую задачу.

Спустя многие годы, удивляешься, как можно было выдержать такой ритм службы. И привычно улыбаешься своим мыслям: «Ах, да — молодость, молодость!». И, конечно, надежное плечо моего тыла в лице супруги, моей боевой подруги  Марии, которая разделяла со мной все невзгоды армейского бытия. Они помогли и в очень тяжелой службе в зенитно-ракетной части в степях Байконура. Там не понаслышке, а на скрипе собственных зубов из-за песка и пыли, пришлось понять полевую «романтику» армейских будней защитников воздушных рубежей Родины.

В настоящее время личный состав войск противовоздушной  обороны с честью и достоинством выполняет боевые задачи по уничтожению воздушных целей противника в ходе СВО, надежно хранит «ключи» защитников мирного неба и достойно выполняет возложенные обязанности. Всего с начала проведения специальной военной операции силами и средствами ПВО Вооруженных сил РФ уничтожено 580 самолетов, 270 вертолетов, 17 951 беспилотный летательный аппарат противника.

С праздником, дорогие друзья!

Алексей Шестаков,

Фото: Владимир Веленгурин

Maya