Войной украденное детство
Совсем скоро мы отметим очередную годовщину Великой Победы. Но не только 9 мая с особой гордостью говорим слова благодарности людям, пережившим Великую Отечественную войну. Кто-то из наших бабушек и дедушек смело вступал в бой с жестоким и коварным противником. А кто-то проявил невероятный героизм в детские годы, выживая под вражескими пулями и являясь свидетелями боёв.
Недавно мы побывали в гостях у Валентины Михайловны Федяиновой. Она как раз принадлежит к поколению детей войны. В процессе беседы мы смотрели фотографии. На них молодая красивая женщина. Она гуляет с маленькой дочкой, встретилась с сестрой, запечатлена на совместном портрете с супругом. На всех снимках Валентина Михайловна выглядит счастливой. Она и сейчас не перестаёт шутить и улыбаться, в её глазах мелькают искорки задора. В свои годы бабушка Валя находится в ясном уме, имеет феноменальную память и не представляет жизни без движения. Про таких говорят: «Фору даст молодым». А ведь за внешней хрупкостью миниатюрной жизнерадостной женщины скры-вается стойкий характер бойца. Ворвавшаяся в её жизнь Великая Отечественная война заставила маленькую Валю быстро повзрослеть, терпеть голод и лишения наравне со взрослыми.
Война застала 5-летнюю Валю и её младшую сестрёнку Раю в родной деревне Шелохи Спас-Деменского района. Отец девочек находился на заработках в Подмосковье и оттуда отправился прямиком на фронт. Но с войны не вернулся, пропав без вести.
Валентина Михайловна прекрасно помнит, как деревню оккупировали немцы. Враги возомнили себя полноправными хозяевами. Они прогоняли людей из их домов, отбирали всё, что они нажили таким титаническим трудом: запасы продовольствия, скот, предметы быта. Вале, Рае, их маме, бабушке и тёте пришлось поселиться в колхозной бане.
— Есть было нечего. Мы с сестрой как-то раз вышли из бани и подошли к дому, чтобы найти хоть что-нибудь съестное, и увидели, как обедали немцы. Они, заметив нас, выкинули в окно заплесневелые хлебные корки. Мы стали их подбирать, и немцы начали над нами хохотать, — таким воспоминанием поделилась моя собеседница.
Холодной зимой 1942 года семья Телепнёвых и их односельчане были отправлены в Германию. Но не добрались: в Белоруссии поезд разбомбили. Всех пассажиров спасли, и местные жители приглашали эвакуированных в дома в качестве квартирантов. В деревне Старая Шероёвщина Телепнёвым и семье из Юхнова свой дом уступил директор школы, ушедший в партизаны.
Валю и Раю, как и других детей, мама и бабушка прятали в колодцах, болотах и полях, чтобы их не увезли в Германию. А сестрёнки очень волновались за своих родных, которые работали в соседней деревне на добыче торфа под стволами вражеских автоматов. Мама рассказывала, что тех, кто во время работы почувствовал себя плохо, безжалостно расстреливали.
Однажды бабушка спрятала Валю и Раю на поле в ржаных колосьях. Рядом проходила железная дорога. Девочки увидели переполненный детьми поезд, и один мальчик спросил, далеко ли до Бобруйска. Как же они горевали, когда узнали, что тех детей везли в Бобруйск на донорство и после сдачи крови убили. Немцы отбирали у матерей даже грудных детей.
— Помню, как в деревне Туголица, где работали наши мама, бабушка и тётя, наши партизаны пошли в наступление. Я и сестра стали очевидцами того освободительного боя. Голодные и дро-жащие от страха, мы укрылись в окопе. Разрывались снаряды, звучали выстрелы, всё вокруг полыхало. Вскоре нам сообщили, что противник ушёл, деревня освобождена, и мы можем возвращаться домой. И вдруг пришла наша тётя с большим куском маргарина. Она его раздобыла в оставленном немецком магазине. Мы пришли в Старую Шероёвщину, а оттуда вернулись в свою деревню, — рассказала Валентина Михайловна.
Возвратившись из эвакуации, сельчане не узнали родные Шелохи. Печные трубы — это всё, что осталось от деревни после сож-жения. Но поддаваться горю некогда: нужно строить новое жильё и восстанавливать хозяйство. И взрослые, и дети на единственной на все семьи корове возили брёвна для строительства домов. Жили в землянках или сооружённых из подручных средств хибарках.
Валя по окончании войны пошла в первый класс. Тёплой одежды не было, зимой приходилось добираться до школы в лаптях сквозь непролазные сугробы. На лютых морозах детская кожа растрескивалась в кровь и сильно болела, но, несмотря на это, все тянулись к знаниям и старались получать хорошие оценки. У Вали по всем предметам были одни «пятёрки».
И хотя народ уже жил мирной жизнью, голод был мучительный.
— Пошли с соседкой пешком в Спас-Деменск. Мальчишки смогли дать нам две маленькие картошки в мундирах, и мы думали, самим съесть или принести маме. Но всё же я свалилась с ног. Упала и не могла встать, прекрасно слышала, как плакали мои мама и бабушка, готовясь со мной прощаться. Видимо, их любовь и молитвы не дали мне уйти из жизни, — ещё одно воспоминание доверила нам бабушка.
Окончив семилетку, она поехала в Москву к родственникам по линии отца. Там Валентина устро-илась в детский дом, ухаживала за осиротевшими детьми. Однако тоска по родным просторам Калужской области оказалась сильнее. Девушка возвратилась домой. Валентина увидела объявление о наборе в школу ФЗО, которая находилась в Кирове. Поступив в неё, стала кировчанкой. Валентина зарекомендовала себя очень ответственной, трудолюбивой и внимательной ученицей, что вскоре была принята на чугунолитейный завод формовщицей. На заводе она проработала более 10 лет. Правда, ослабленный организм дал о себе знать, и Валентина Николаевна заболела , самоотверженно выполняя не по-женски тяжёлую работу. Пришлось задуматься о другой профессии. Новое дело молодую женщину очень увлекло. Валентина Михайловна 20 лет трудилась на швейной фабрике швеёй — портнихой. За эти годы она стала обладательницей самого большого числа вручённых профессиональных наград — 14 Почётных грамот.
Валентина Николаевна реализовала и самую главную женскую мечту. Она мать двоих детей, бабушка троих внуков и прабабушка 4 правнуков. Свои дни проводит в окружении родных и близких. Внуки обожают слушать бабушкины рассказы и обращаются за советом. Бабушка Валя ежедневно по нескольку раз за день поднимается на 5 этаж и много гуляет на свежем воздухе. Она выращивает на балконе свежие овощи, а до недавних пор занималась вязанием крючком.
Но это далеко не все воспоминания бабушки Вали. По ним можно написать содержательную книгу. Дорогая Валентина Николаевна! Спасибо вам за то, что вы свято храните в памяти всё, что было прожито. Делитесь с нами своей мудростью и жизненным опытом. Живите долго и будьте счастливы!
Юлия НАУМОВА.