Эх, путь-дорожка фронтовая…
На страницах местных газет о подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны написано, кажется, так много, что сегодня уже с трудом находим очевидцев тех страшных лет, которые защищали Родину от немецко-фашистских захватчиков, или их потомков.
Как же мы ошибаемся! Оказывается, мы так мало знаем о наших дедах и прадедах, бабушках и прабабушках. Обидно, что многие из них до недавнего времени жили рядом с нами. Сегодня их уже нет. Ушли в мир иной. Но есть дети, внуки, правнуки. Давайте поговорим с ними. И, знаете, они достанут из стареньких сундуков такие военные сюжеты, по каждому из которых можно снять не один фильм.
Шофер генерала Маландина
Наверное, до сегодняшнего дня нет счастливее месяца для жителей нашего многонационального государства, чем победный май 1945 года. Стали возвращаться с фронта мужья и сыновья. Надо было восстанавливать разрушенные города и села. Начиналась мирная жизнь.
Собирался в родной Киров Калужской области и гвардии рядовой отдельной автороты 29-й гвардейской мотострелковой им. Суворова бригады 20-летний Николай Щербаков. Но судьба распорядилась иначе.
— Начальнику Главного штаба Сухопутных войск генералу Герману Капитоновичу Маландину для службы в Москве нужен опытный шофер, — сказали нашему земляку в штабе армии. Командование предложило вашу кандидатуру.
— Приказ есть приказ. Впрочем, я был рад служить под началом такого командира, — рассказывал через много лет Николай Иванович своим детям. — Вот что говорил о моем новом командире маршал Советского Союза А.И.Ерёменко: «Меня весьма обрадовало то обстоятельство, что начальником штаба фронта назначен Герман Капитонович Маландин, которого я знал как очень опытного генерала, обладавшего незаурядными оперативными способностями». Человеком большой штабной школы, талантливым организатором, отличавшимся безукоризненной честностью и точностью, называл его и командующий фронтом И.С. Конев. Так что для меня это была большая честь.
В гараже начштаба Маландина было три рабочих машины. На каждый автомобиль — свой водитель. Так вот, личным шофером Герман Капитонович назначил нашего Николая: немногословный, не пьет и не курит, никогда не опаздывает, во время войны показывал образцы смелости.
Сам Маландин — участник Первой мировой войны. В Красной Армии — с 1918 года. В годы Гражданской войны командовал стрелковым полком, был Вятским и Уфимским губвоенкомом. Участник похода в Западную Украину. Во время Великой Отечественной войны находился на штабной работе, с 1943 года — начальник штаба 13-й армии, начальник Главного штаба Сухопутных войск, начальник Военной академии Генерального штаба.
Когда через два года Щербакову пришлось расставаться с командиром, генерал предложил своему лучшему водителю, без которого он не уезжал даже в отпуск, остаться и работать в столице, но парень ответил: «Только домой!».
В 16 лет на фронт собрался
Не было в начале войны ни одного старшеклассника, который не стремился бы на фронт. На улице Свердлова жили трое друзей. И каждому только что исполнилось шестнадцать. Понимали, что могут отправить назад, но в военкомат все же решили сходить. Обмануть, приписать лишний год, естественно, не удалось. Но сидеть без дела, сложа руки, ребята не могли. Однажды услышали, что на Урале в Копейске требуются мужчины для добычи угля, выручка за который пойдет для изготовления танков. И парни отправляются на угольную шахту, чтобы хоть каким-нибудь способом помогать фронту. В течение двух лет Николай Щербаков с друзьями упорно трудились. Со смены возвращались настолько уставшими, что засыпали, едва добравшись до постели.
Никто из шахтеров о себе тогда не думал. Все понимали, что каждая вагонетка «черного золота» — это очередной танк для Красной Армии. И шахтеры своего добились. В 1943 году стали формировать Уральский добровольческий танковый корпус. Нашим парням к тому времени исполнилось 18 лет. И Николай с другом сделали все, чтобы их взяли на фронт. . С этого момента для наших ребят начинается военная жизнь.
В армии его записали шофером в отдельную автороту. Несколько месяцев добровольцев корпуса обучали навыкам военных действий. В это самое время разворачивались кровопролитные бои на Курской Дуге. После определенной подготовки Уральский добровольческий танковый корпус отправляется на первое боевое задание. Об участии в том бою Николай Иванович рассказывать не любил и не хотел. Поэтому в школах, куда его приглашали после войны как ветерана, никогда об этом не говорил. И лишь своим детям, когда они уже стали взрослыми, поведал, о чем всю жизнь болела душа.
— Наша пехота в первом бою сильно пострадала, хотя дрались все отважно, никто не отступил назад,- вздыхал Николай Иванович. — Корпус создали, военным действиям обучили, а оружия на всех не хватало. Кто-то бежал на врага с винтовкой, кто-то с палкой. Немало тогда наших ребят полегло на поле боя.
До Берлина было уже недалеко
После Курской Дуги шофер Николай Щербаков в составе первого Украинского фронта колесит на машине по путь — дорожкам фронтовым, доставляя к месту назначения бое-припасы и солдат, горючее и полевую кухню. В редкие минуты отдыха парень не дает скучать своим однополчанам. Еще до войны юный Коля Щербаков обучался в музыкальном кружке игре на скрипке. И, возможно, стал бы знаменитым музыкантом, ведь в их роду на музыкальных инструментах играли многие. Но вместо этого дни и ночи… дороги, дороги и дороги — под бомбежками, к которым постепенно привыкли. Трудно было, но нашим солдатам всегда помогала песня. Порой сочиняли прямо на ходу. А узнав, что водитель Николай Щербаков может играть на скрипке, решили, что ему будет подвластен любой инструмент. Раздобыли где-то аккордеон, вручили Николаю. И парень заиграл. С тех пор без его участия не обходился ни один привал.
Километр за километром советские войска приближались к Берлину, по пути освобождая от немцев оккупированные города и села. Это сегодня мы рассказываем о тех днях в прошедшем времени, а они, наши мальчики, столько пережили, что лишь от одних воспоминаний наших защитников волосы дыбом поднимаются.
…Передо мной две выписки из наградных листов нашего земляка: «Март 1943 года. Шофер отдельной 29-й мотострелковой бригады член ВЛКСМ Николай Иванович Щербаков проявил мужество и отвагу в борьбе за деревни Шонки и Куровицы (неразборчиво), доставлял состав бригады и боеприпасы к передовым частям, а также вывез с поля боя 12 раненых офицеров и рядовых солдат под вражеским обстрелом». Вручена медаль «За Отвагу».
Или еще: «…Николай Щербаков на своем автомобиле «Форд» наездил 3800 км на линии передовой. Доставлял кухню солдатам 1-го батальона пехоты. У одной из деревень увидел, как загорелась одна из машин с боеприпасами. Огонь потушили, но вывезти машину возможности не было. Шофер Щербаков буксирует, спасая боеприпасы и машину, а также вывозит за короткий период 100 человек пехоты, 53 тонны груза — боеприпасы, горючее, продовольствие. Вручена медаль «За боевые заслуги». Достоин ордена «Красной Звезды».
Эти наградные листы и другие тоже нашел внук Николая Ивановича Щербакова Никита в архиве музея Боевой Славы в Москве. На счету нашего земляка есть еще орден «Красного Знамени», медали: «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией» и другие.
Демобилизовавшись из армии, немного поработал водителем на заводе стройфарфора. Потом до выхода на пенсию все свои знания отдал поселку железнодорожников, ступеньку за ступенькой покоряя локомотивы всех марок: кочегар, помощник машиниста, машинист паровоза, тепловоза, наконец, дизельных поездов. И всегда одни благодарности за безупречный труд.
Николай Иванович с женой Ольгой Васильевной воспитали двоих сыновей и дочь. Смотрю на фотографии молодого Николая. Как же здорово похож на него в молодости сын Сергей, которому также передались музыкальные способности. Кстати, вы, уважаемые читатели, его хорошо знаете.
Людмила ЛОСЕВА.