Мой адрес — Советский Союз

Мой адрес — Советский Союз

Кто хоть один раз побывал или даже просто проходил через двор дома №56 на улице Пролетарской, обязательно задержится у красивой цветочной клумбы, подобно которой вряд ли можно увидеть даже у тех многоэтажек, где жители также облагораживают  свою территорию и создают красоту.

Чаще других, а, если точнее, ежедневно, здесь бывает Тамара Федоровна Туркина, поскольку этот ароматный уголок — ее детище. Цветы она любит с самого раннего детства, но лишь теперь, когда не надо спешить на работу, переезжать из города в город, можно заниматься любимым делом постоянно.

На первый взгляд кажется, что эта обаятельная, всегда нарядная, в хорошем настроении женщина, прожила счастливую жизнь. Только никто не знает, в каких только перипетиях довелось ей побывать. После смерти любимого мужа Тамара Федоровна все чаще вспоминает о своей молодости, о суровых девяностых годах.

— Говорят, что с годами многое забывается, — делится моя гостья. — Может быть, это так, только память моя запечатлела даже то, что со мной происходило в раннем детстве. И, знаете, есть моменты, о которых не хотелось бы вспоминать, но они нет-нет и всплывают.

Родилась и выросла я на Дальнем Востоке. Лет в шесть — семь меня и мою старшую сестричку крестили в одном из храмов, хотя большинство россиян делали в то время это тайком. Наверное, я запомнила на всю жизнь этот день потому, что очень боялась и батюшку с длинной седой бородой, и воды, куда меня и сестру окунули с головой. Но в памяти по сей день остался особенно один момент, когда у нас отрезали по небольшому клочку волос и опустили в воду, куда нас окунали. Мои волосы плавали сверху, а волосы сестры сразу оказались на дне. Было тихо. Неожиданно мама со слезами громко воскликнула — «О, Господи!».  Тогда я ничего не поняла, и лишь потом, когда повзрослела, мама рассказала, что это был знак. Моя сестра в возрасте четырнадцати лет погибла в автокатастрофе. С тех пор, в самую сложную жизненную ситуацию, я об этом вспоминаю.

А сложных моментов в жизни Тамары Федоровны было, хоть отбавляй. Школу девочка окончила хорошо. Как и мечтала, поступила в медицинское училище во Владивостоке. Получив диплом  фельдшера, отправилась в город Иман по направлению, как молодой специалист. Главный врач предложил работу медсестры в хирургическом отделении или фельдшером на селе. Естественно, Тамара осталась в городе.

— И не ошиблась, — улыбается женщина. — Здесь я познакомилась с красавцем лейтенантом. Начали встречаться. Потом поняли, что любим друг друга. Так что чуть позже Тамара и Игорь поженились.

В 1969 году  случился конфликт на Даманском полуострове между Китаем и Россией. Вникнув в суть этой истории, все больше понимаешь, что это была борьба  не за землю, не за этот маленький островок на реке Уссури, а, скорее, за принцип. Но выводы делать не нам, для этого имеются ученые, историки, военные. Мы знаем лишь одно — такой неприятный инцидент в семидесятые годы прошлого столетия был. И наша героиня явилась непосредственным свидетелем и участником этого конфликта.

Работая в больнице города Иман (кстати, в 1972 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Иман был переименован в Дальнереченск), неожиданно приехал начальник госпиталя, расположенного в одном военном городке, и стал «сватать» медработников для работы в госпитале в связи с начавшимся конфликтом на Даманском. Тамара Федоровна согласилась, хотя квалифицированного медработника не отпускали, но она понимала.

— Никогда не думала, что придется работать в таких условиях. Во время учений неделю даже пришлось жить в тайге в палатках, — со слезами вспоминает медсестра Тамара Туркина. — Еще труднее стало в тот момент, когда стали привозить раненых. В течение двух месяцев медперсонал не выходил из госпиталя. Не хватало специалистов. Пациентов с каждым днем становилось все больше. Надо было спасать людей, а мы сами еле передвигали ногами. Жители разных городов помогали, чем могли: одеждой, перевязочными материалами, продуктами. Неожиданно почему-то запретили принимать посылки. До сих пор непонятно, в чем причина?

Через год после того, как Туркины поженились, родился сын. Александр пошел по стопам папы. Окончил суворовское училище, стал летчиком, дослужился до подполковника.

Но это было позже. А пока Тамара Федоровна, “как жена декабриста”, колесила по стране туда, куда отправляли служить мужа. Дольше всего задержались в Казани, где прожили восемнадцать лет. До тех пор, пока русские начали покидать эту республику.

— Одно время хотели  переехать на Украину, — рассказывает Тамара Федоровна. У нас в российских магазинах было пусто. Некоторые продукты получали по карточкам. А украинцы нужды не ощущали. Там жила и моя мама. Каждый отпуск я обязательно ее навещала. До тех пор, пока не случилась беда. У мамы был большой дом. Когда стала болеть, содержать большое жилье стало трудно. Она решила продать дом. Только покупатели предлагали слишком мизерную цену. В то время на Украине главенствовали целые группы лже-риелторов, которые обманывали стариков. Так вот, попала в их сети и моя мамочка. Вошли в доверие, уговорили оформить на нее опеку. Через некоторое время сдали ее в больницу для душевно больных. Там она и умерла. Так что дом, сбережения, все, что она нажила, забрали махинаторы. Когда нам сообщили, было уже поздно.

О Тамаре Федоровне можно рассказывать еще долго. Жалко лишь, что места в газете мне постоянно не хватает. Но о том, как она попала в наш город, умолчать невозможно. Оказывается, тот самый лейтенантик, который  с первого взгляда покорил медсестру Томочку, наш земляк. Его родители жили в деревне Гавриловка. Там обосновались сначала и молодые Туркины. Позже купили квартиру в Кирове, в том самом доме, где и сегодня Тамара Федоровна радует красотой своих соцветий соседей не только на клумбе, но и в подъезде, где на окнах горшочки с цветами тоже от нашей знакомой. А сколько их дома: кактусы, которым уже до десяти  лет, «пенсионерка» лилия в возрасте 36 годиков, в целое дерево превратилась и пальма, маленький отросток от которой Туркина привезла из санатория, когда отдыхала в санатории в Ялте.

А на этом снимке наша героиня в цветах, которые она развела в нашей Кировской больнице, когда трудилась на втором этаже в кабинете, где оформляли больничные листы. Помните, наверное, то окошко!?

Но и это не все увлечения этой удивительной женщины. Она прекрасно вяжет. Вот и сегодня на ней нарядное пончо. А сколько свитеров, безрукавок и шарфов связала она для мужа и сына! Представляете, нашу Тамару Федоровну однажды узнали даже в Ялте. И по чем бы вы думали? По этому самому пончо. Посреди города подошла незнакомая девушка и спросила: «Вы случайно не из Кирова Калужской области? Я узнала вас по наряду. Такой можно связать только в одном экземпляре».

Здорово, не правда ли! Вот такие люди живут рядом с нами. Здоровья вам, уважаемая Тамара Федоровна! Продолжайте радовать наших земляков. Мы помним, что «красота спасет мир». Благодарим читательницу нашей газеты, которая познакомила с этой милой, доброй и увлекающейся женщиной.

— «Мой адрес — Советский Союз», — улыбнулась на прощание Тамара Федоровна.

А мы также приглашаем в гости кировчан, которые  жили в Советском Союзе. Давайте вспомним о том незабываемом времени.

Людмила ЛОСЕВА.

Maya