Трагическая судьба великого художника

Трагическая судьба великого художника

Фоминичи — 520 лет. Часть 5. (Часть 4 здесь).

Крестьянский род Косенковых уходит в далекое прошлое, когда на рубеже XVII и XVIII веков появились в этих краях христиане и расселились по берегам рек Неполоть, Неручь, Муравка и других.

25 декабря 1919 года в деревне Смирновка Кировского района Калужской области в семье Епифана Косенкова родился сын Степан. Как и все сельские мальчишки, с ранних лет он познал, что такое крестьянский труд.

Деревня была небольшая, чуть больше семидесяти дворов. Школы своей в Смирновке не было. Вместе с другими подростками Степан учился в неполной семилетней школе в селе Волое. Уже тогда учителя заметили, что этот мальчишка увлекается рисованием. Достаточно было увидеть, с каким старанием он готовил к выходу школьную стенгазету. Степан мечтал стать живописцем, собирался поступить в художественную школу. Однако отец парня считал эту должность несерьезной. Епифан Павлович распорядился по-своему и отправил сына  в отходническую артель деревопильщиков и плотников. Подросток, занимаясь плотницким делом, с осени и до весны ездил по России. Рисованием он теперь  занимался лишь изредка, а настоящими работами знаменитых художников, таких, как Репин , Васнецов, Шишкин, любовался лишь изредка, да и то старался делать это незаметно. В то время некоторые картины можно было увидеть на железнодорожных вокзалах, в ночлежках, где доводилось ночевать. И все же где-то внутри молодой человек верил, что мечта его когда-нибудь сбудется.

В 1939 году  Степана Косенкова призвали в армию. Служить призывник попал в артиллерийско-десантную часть. Когда началась Великая Отечественная война, пошел защищать Родину. В одном из боев был ранен в правую руку и попал в плен. В плену провел больше трех лет. Весной 1945 года был освобожден из немецкого лагеря американскими войсками. Во время бомбардировки территории, где находился лагерь, получил второе ранение в правую руку. Началась гангрена и американским врачам пришлось руку ампутировать по самое плечо. Ему предлагали поехать в Америку и поступить там в академию художеств, но он предпочел вернуться на Родину. Домой вернулся в день Победы 9 мая.

Дома Степан Епифанович встал на учет в военкомат, пошел работать в местный колхоз «Новый труд» полевым обходчиком. В этот период Косенков предпринимает первые робкие шаги в овладении рисунком. Нелегко ему было с одной рукой. Но желание не дает парню расслабляться. Степан начинает копировать произведения мастеров, и вскоре в разрабатываемой постепенно левой руке появилась твердость и уверенность.

Радость мирной жизни и творчества длилась, к сожалению, недолго. Судьба готовила новое испытание. По ложному доносу Степана Епифановича обвинили в антисоветской агитации и осудили на четверть века лагерей. В застенках он отсидел восемь лет.

Рисовать любил с детства, но именно в сталинских лагерях впервые попробовал писать маслом. Лагерный художник Кузин стал его первым наставником в живописи. Занятие творчеством было единственно приятным делом, помогшим перенести все тяготы лагерной жизни. Освободился после смерти Сталина в 1956 году. Поселился в селе Фоминичи Кировского района Калужской области, стал работать в колхозе полевым обходчиком. Без живописи он уже не представлял своей жизни.Работы разошлись по многим городам России и зарубежным странам. Так как не был членом Союза художников, то и продавать работы не имел права. Это было предпринимательством, а в советское время оно являлось уголовно наказуемым делом. Дважды к нему домой приезжали налоговые инспекторы из города по доносу «доброжелателей», с требованием «прикрыть лавочку». Во время их второго визита он не выдержал и высказал все, что думает по этому поводу, пригрозив написать в центральные газеты о преследовании инвалида войны за продажу этих несчастных картинок. Больше они не появлялись.

Это сегодня мы знаем цену того режима, когда вся страна была одним большим лагерем. Миллионы поломанных судеб, расстрелы, преследования. Именно тогда “запятнанная” биография не позволила художнику Косенкову быть принятым в Союз художников, стать оцененным по-достоинству.

Время шло. Вскоре работы Степана Косенкова заслужили восторженные отклики зрителей на городских, районных, областных, всероссийских и всесоюзных выставках. Судьба свела Степана Епифановича с Домом художественного творчества Калужской области, региональной организацией Союза художников РСФСР. Через них ему удалось побывать на пленэре в Старой Ладоге и Горячем Ключе.

Умер Степан Епифанович Косенков в 2001 году. Похоронен на сельском кладбище в Фоминичих.

Персональные выставки

Только в 1989 году была организована Первая персональная выставка Степана Епифановича Косенкова. Его творчество получило таким образом общественное признание. Сотни его полотен разошлись по рукам истинных ценителей живописи. Малая часть хранится в Кировском музее. До последних дней своей жизни Степан Епифанович не расставался с кистью. Он щедро делился своим опытом с начинающими художниками. Несмотря на зрелый возраст, с большим трудом, а порой и с мучениями, он продолжал писать пейзажи.

Вклад нашего земляка Степана Епифановича Косенкова велик, — написали жители села Фоминич в книге отзывов после самой первой персональной выставки. — Его имя навсегда останется в истории нашего края. Его полотна будут радовать и вдохновлять потомков

А вот что пишет Марина Никишина в сентябре 2000 года в газете “Весть”, побывав на персональной выставке работ Косенкова, посвященной 80-летию художника:

— В выставочном зале Кировского историко-краеведческого музея представлено более 120 картин и этюдов из фондов музея и частных коллекций Степана Епифановича.  Открыл выставку директор музея А.Бауэр, организатор и главный вдохновитель проекта.

Художник не присутствовал на открытии: он не покидает дома, где в «мастерской»- кухне на мольберте три незаконченные картины. За почти пятидесятилетнюю творческую жизнь художником создано несколько сотен картин и более тысячи этюдов, которые хранятся и экспонируются в Кировском историко-краеведческом музее, находятся в частных коллекциях в России, Польше, Германии, Турции, Финляндии. Самая главная мечта художника — художественный музей в родном городе.

Картины С.Косенкова прекрасны как таковые, не по сюжету и содержанию, но по непосредственному впечатлению. Измученный жизнью (война, плен, репрессии по 58-й статье на 25 лет, потеря правой руки), зло, причиненное ему, он превращал в доброту и свет своих картин. Здесь, на родине, возрождались простота и невинность души, здесь творил однорукий художник-самоучка.

…В чем секрет прелести скромных полотен, тематика которых кажется избитой? Ответ на этот вопрос — тайна, уносимая ветром в бескрайнее поле в стае вернувшихся весной птиц…

Выставка-воспоминание

В конце декабря исполнилось девяносто лет со дня рождения Степана Епифановича Косенкова — мастера живописи, оставившего своим удивительным творчеством глубокий след на кировской земле и далеко за ее пределами. Эту знаменательную дату в культурной жизни нашего города и района работники историко-краеведческого музея решили отметить, организовав персональную выставку самодеятельного художника, — читаю строки из материала Оксаны Барковой, побывавшей на той выставке. — Всего при жизни живописца таковых имело место лишь две. Третью, приуроченную к его 90-летию, музейщики готовили уже без участия самого автора. Юбилейная экспозиция собиралась почти месяц. Она формировалась из музейных фондов и частных коллекций ценителей нежных и лирических полотен, созданных воспевателем русской природы. Свои живописные сокровища на обозрение публики представили родственники – дочь Татьяна Меняйлова и внучатый племянник Вячеслав Лавреников — и давние почитатели художественного таланта коренного кировчанина – бывший инженер чугунолитейного завода Анатолий Петрович Фролкин, предприниматель Владислав Николаевич Новосельцев, археолог и нумизмат Владимир Владимирович Хухарев. И вот, после длительной подготовки, состоялся долгожданный вернисаж шестидесяти пяти работ, среди которых присутствуют пейзажные, портретные и архитектурные сюжеты.

Правом открыть выставку памяти воспользовался распорядитель выставочного зала музея А. Бауэр. Горячо поприветствовав многочисленную публику, собравшуюся здесь в составе взрослых и юных любителей изобразительного искусства, Андрей Анатольевич рассказал им, кто таков был Степан Косенков…

— До конца своих дней Косенков, почивший в 2001 году, сохранил в себе «жажду правды, труда и искусства». Такими словами, закончив рассказ-биографию героя вечера-воспоминания, директор музея передал слово художнику Александру Зорюкову, считавшему себя учеником и последователем Степана Епифановича. Александр Васильевич поведал гостям вернисажа личные воспоминания о знакомстве с человеком, страстно увлеченным живописью, о родившейся между ними на почве единого творчества тесной дружбе и о совместных походах на этюды.

Каков он, художник Косенков? Чем жил и дышал, живя на свете? Каждый житель нашего города и района может самостоятельно найти ответы на эти вопросы, посетив авторскую экспозицию.

… А закончить рассказ о Степане Епифановиче Косенкове хотелось бы словами из калужской газеты “Весть”: “Он, как художник от Бога, страстно любит и понимает природу — настолько, что может передать это другим”.

Людмила ЛОСЕВА.

(Огромная благодарность корреспондентам М.Никишиной, О. Барковой, материалами которых воспользовалась при подготовке номера, а также директору Кировского историко-краеведческого музея  А.Бауэру за светлую память о С.Е.Косенкове и других наших земляках).

Maya