«Счастье общее и боли общие у моей земли и у меня»

«Счастье общее и боли общие у моей земли и у меня»

Фоминичи — 520 лет. Часть 6. (Часть 5 здесь).

Нелегкое детство Ивана

Дедушку и бабушку по отцовской линии Иван Алексеевич не помнил. Знал лишь, что в семье,  где было четверо детей, родился и вырос его отец Алексей. Жили в селе Баклуши  Павловского района Ульяновской области, занималась сельским хозяйством.

В первую империалистическую войну отец Вани Алексей был ранен, демобилизован. Позже женился на Екатерине Парамоновой, стал жить в зятьях у тестя. В плотницком деле он был неплохим мастером, так что года через три Алексей с семьей переехал в собственный деревянный дом  с надворной постройкой. Родились дети. Младшие прожили недолго. 16 марта 1920 года на свет появился Иван. Жили в большом селе  Баклуши в своем добротном доме. Но в 1924-1925 годах дедушка уговорил  Алексея уехать на левый берег Волги, где можно было иметь большой участок земли. Но деревушка, куда приехали, была небольшая, всего около двух десятков хат.

На новом месте Ваня больше года болел лихорадкой. Лекарств тогда не было, лечили травами. В 1928 году мальчик пошёл в школу. Учился неплохо.

И все же  жить на новом месте  Талановы стали намного лучше. Купили лошадь, корову, овец, свиней, а через год появились молодая кобылка и телёночек.  «За столом было всё своё: масло растительное и топлёное, мясо, арбузы, дыни…Чёрный и белый хлеб ели досыта», — рассказывал Иван Алексеевич.

Когда пошел разговор о колхозах, Алексей продал часть живности и завербовался строителем в Донбасс. Семья не знала, что делать. Но вскоре Алексей вернулся и сразу же вступил в колхоз.  Сначала работал в полеводстве, затем в строительной бригаде, потом перевели бригадиром в районный центр Балаково на строительство МТС. Мать с детьми оставалась в деревне, но в 1932 году  село сгорело, и осталось только три или четыре дома. Некоторое время жили в амбаре. И хотя приехавший отец попытался восстановить хату, это было сделать невозможно: саманная  кладка размокла и развалилась. Отец вынужден перевести семью в другое село — Криволучье,  на квартиру, потом в Балаково. Проблема нависала одна над другой: с работы сократили. В результате Алексей продает корову, покупает лошадь, сани, и семья возвращается на прежнее место в село Баклуши. Отец работал сторожем, но ни денег, ни картофеля, ни хлеба не было. Начинался голод, которым было охвачено всё Поволжье. Сушили просяную мякину, толкли и из неё выпекали хлеб.

Мужики села решают отправиться на заработки. Алексей берет с собой сына Ивана. Несколько дней шли пешком, потом ехали на поезде до города Лунино, а оттуда — ходили по деревням искать работу по строительству. Однажды мужикам повезло. В большом селе на реке Суре хозяевам нужно было построить дом. Отец взялся за работу, а Иван пошёл собирать по домам милостыню. Подавали плохо, но мальчик заметил, что больным подают больше.   Ваня был сообразительный, притворился немым, и на его просьбу стали подавать почти в каждой хате. Мальчик был рад, что за неделю  набрал целую сумку хлеба. К тому времени сильно заболел отец, работать он уже не мог. Когда стало совсем плохо, Алексей просит сына отвезти его домой.  Помогли мужики, не бросили в беде: дали денег, купили пуд муки.

Прожил Алексей недолго. Умер во время уборки урожая. Исполнилось в тот момент ему лишь сорок семь лет.

Ваня тоже заболел. Но он чувствовал, что и маме с каждым днем становится все хуже и хуже. Когда ему стало лучше, пошел работать в поле вместе с женщинами. Надеялся, что мать поправится. Но этого не случилось.

Тринадцатилетний подросток остался сиротой. Он воспитывался колхозом, мечтал стать садоводом. В 1939 году,  после окончания Хвалынского сельскохозяйственного техникума, юноша начал работать в совхозе  имени Ворошилова Саратовской области.

 Боевой путь в 330 — й  стрелковой дивизии

19 октября 1939 года Иван Таланов был призван в ряды Красной Армии. Войну встретил в городе Агинске  в Новосибирском военном округе командиром взвода связи 91-го стрелкового полка.

— 29 июня мы уже были  на фронте. Первый бой —  в городе Ярцево Смоленской области. Настроение  было перед боем оптимистическое: победим врага! Но наши танки были слабее немецких. Целый день бились, бились, и к концу дня уже столько раненых было и убитых! И жалость  была в душе, и тревога: ведь убивают! Потом мы заметили, что нас окружают, и командир  скомандовал отступать на заранее подготовленный рубеж, а меня  вызывает начальник штаба полка и приказывает:  «Товарищ лейтенант, вот вам тридцать человек из всех подразделений  (разведка, сапёры…),  мы будем отступать, а вы нас прикрывать ночью». Наутро немцы начали наступать. Мы удерживали их, как могли,  но они обошли нас на мотоциклах, на машинах, и мы снова оказались в окружении. И  здесь мне, как командиру, пришлось нести ответственность за жизнь своих подчинённых, солдат.  Надо было спасти людей. И вот вышли мы в лес, а там оказался комиссар нашей дивизии  Шляпников. Я представился ему, доложил обстановку.  И он нам сказал, что через некоторое время подойдут ещё несколько человек, будем пробиваться. Так и сделали, и по его приказу вступили в бой и вырвались из окружения, — вспоминал Иван Алексеевич.

Во время ночной атаки на деревню Дурнево в августе 1941 года Ивана ранило в ногу. Лечился в госпитале в городе Шарья Костромской области, а оттуда направили в Тулу, в 330-ю стрелковую дивизию, с которой освобождал Рязанскую, Тульскую и Калужскую области.

Как жаль, что наша небольшая газета не может подробно рассказать о подвигах нашего земляка. А ведь он помнил все: о победе 330-й стрелковой дивизии при освобождении  города  Михайлова Рязанской области, о гибели в этом бою командира полка полковника Воеводина, с которым обеспечивал связь  со штабом дивизии, о боях под г. Белёвым. В памяти ветерана осталось и освобождение г. Кирова. Иван Алексеевич рассказывал:

» Помню прорыв под Верхней Песочней. Деревня Чёрная. Шли на  Кулаковку,  около которой фашисты соорудили бронированный дот. Крупнокалиберный пулемёт много наших там положил: пёрли -то напролом. И только когда наши автоматчики обошли его и забросали гранатами, полк снова пошёл в наступление.

Очень долго наш 1113 полк  стоял под Жилином. Командовал им полковник Коршунов, который до войны служил заместителем начальника Ульяновского военного училища связи” — вспоминал солдат.

Вот что мы читаем о заслугах Ивана Алексеевича в материале Анастасии Гореловой “Любимой Родины сыны”: «Тов. Таланов И.А. командовал взводом в батальоне связи со дня формирования батальона. С самого начала вступления части в бой с немецкими оккупантами выполнял боевые операции на важных  трудных участках. В Сталиногорском направлении, будучи начальником направления связи к 1100 с. п. в дер. Кожанка, лично  под сильным миномётным и пулемётным огнём  противника… обеспечил связь  с 1100 стрелковым полком и вместе с линейными надсмотрщиками, вселяя в них бесстрашие, под огнём противника исправлял повреждение линии.

Храбрость и мужество воспитал в своих бойцах т. Таланов. Пять товарищей из его взвода награждены медалями «За отвагу»  и «За боевые заслуги».              

16 мая 1942 года командир дивизии ходатайствует о награждении  Таланова И.А. медалью «За боевые заслуги».

…Шёл сентябрь 1943 года. Дивизия наступала от  Кирова к Снопоти и Десне.  Таланов И.А.  вместе с  помощником начальника штаба должен был выбрать командный пункт для дивизии. Вдруг их машину останавливают наши солдаты: «Куда вы едете? Ведь здесь уже немцы!»  Шофёр стал разворачивать машину, сдал назад и наехал на мину. Ивана Алексеевича тяжело ранило в ногу и раздробило голеностопный сустав. Немцы открыли огонь из миномёта, и его ранило ещё раз — осколком мины. Но только к вечеру раненых подобрали и привезли на аэродром и самолётом отправили в госпиталь в Вязьму. Там ему хотели ампутировать ногу, но хирург — однофамилец  всё же рискнул: «Ладно, попробуем». И спас ногу. Несмотря на продолжительное лечение, Иван Алексеевич на всю жизнь остался инвалидом второй группы. Комиссованный фронтовик продолжал службу  и конец Великой Отечественной войны  встретил на острове Мудьюг, который находится в горловине Белого моря, в должности начальника связи артиллерийско — пулемётного дивизиона.

Война оставила неизгладимый след в жизни Ивана Алексеевича, который часто встречался со своими боевыми друзьями, выступал перед учащимися школ, рассказывал  о мужестве и героизме защитников Отечества.

— Назовите, пожалуйста, главную черту вашего поколения, — спросили дети в одной из бесед в школе №6.

— Пожалуй, главная черта нашего поколения — это  любовь к Родине. Мы были воспитаны так, что любили своё Отечество, как самих себя. Нас воспитали так, что мы могли отдать жизнь за свою огромную Родину. А её считали испокон веков великой державой. В этом, конечно, заслуга  Пётра Первого, Елизаветы, его дочери, но больше всего — Екатерины Второй. Много в годы этой войны сделал Сталин… Наше поколение старалось обогатить историю, Отечество, укрепить его, — таков был ответ ветерана»

Начало мирной жизни

На  работу коммуниста Таланова направили в Калужскую область. Так в Кировском районе появился молодой специалист. Деревня держалась за землю. Кстати, почти каждая деревня представляла колхоз. И это понятно, выживать вместе было легче. Заросшая пашня требовала возрождения, поля запущены, продуктивного скота почти не осталось. Чтобы изменить ситуацию, нужны были годы и настоящие специалисты, которые отдавали свои знания, трудолюбие и любовь земле-матушке. Именно таким был Иван Алексеевич Таланов. Об этом расскажем в следующем номере газеты.

Людмила ЛОСЕВА.

(Благодарю Анастасию Горелову за использование выдержек из ее работы “Любимой Родины сыны”, научного руководителя Тамару Константиновну Уткину, преподавателя русского языка и литературы “СОШ №6”, дочь И.А. Таланова Наталью Кузнецову за предоставленные об отце материалы и фотографии, за встречи и беседы еще при его жизни).

Продолжение следует.

Maya