Субкультура, тренд или спорт?
Что такое квадробика?
Квадроберы. Субкультура, тренд или спорт? Что такое квадробика? Опасно ли это для ребёнка? Однозначно ответить нельзя. Общественное мнение на этот счет расходится: одни считают это безобидным хобби, другие уверены, что это потенциально опасное явление. Давайте с вами вместе разберемся в этом.
У многих на слуху данный термин, но, увы, никто не знает, что это такое и опасно ли оно для общества? Квадроберы — дети и подростки, которые подражают животным и имитируют их повадки. Они используют различные аксессуары, отражающие принадлежность к определенному животному: маски, хвосты, уши и т. п.
Изначально квадробика была одним из видов спорта, который создан японским спортсменом, атлетом Кэнъити Ито. Он очень быстро бегал, но был внешне некрасив, и многие дразнили его за сходство с обезьяной. В свою очередь, спортсмен начал наблюдать за животными и даже жил в лесу, обучаясь их повадкам, а однажды едва не стал жертвой охотника. В итоге японский атлет разработал собственную методику бега на четырех конечностях, а его результаты вошли в Книгу рекордов Гиннесса.
Сегодня можно отметить, что квадробикой занимаются подростки с 8 до 14 лет. В Россию это увлечение пришло в 2024 году. И сразу вызвало опасения в обществе. Идентификация с животными, скорее всего, идет под влиянием субкультур Запада таких как — фурри или териане. Возможно, за всем этим стоят взрослые, которые, в отличие от детей, прекрасно понимают, что делают. Поскольку это тренд, то можно заметить, что уже продается специальный корм для квадроберов, распространены маски, хвосты, уши, поводки и прочие аксессуары. И это вызывает беспокойство у родителей и педагогов, так как переодевание и подражание животным может быть симптомом более глубоких психологических проблем, таких как социальная изоляция и проблемы с самоидентификацией.
Многие, вовлеченные в эту субкультуру, не видят ничего плохого, так как считают, что это аэробная нагрузка, возможность оторвать детей от сидения в интернете, переключив их на физическую активность. Но если бы все сводилось только к физической активности, вряд ли бы эта субкультура вызвала бы такой общественный резонанс.
Подростки и дети надевают на себя костюмы: маски, перчатки-лапы, накладные хвосты и объявляют, что они — животные. В зависимости от того, повадкам какого зверя хотят подражать, дети и подбирают нужные аксессуары. Имитируют различных представителей фауны — кошек, собак, обезьян, лис, волков, тигров и других зверей. Они считают свое увлечение неофициальным видом спорта. Ходят на четвереньках и прыгают как животные. При этом движения должны имитировать действия выбранного зверя. Создают даже собственные школы с домашними заданиями.
Если современные дети относятся к квадробике как к игре-спорту, это неопасно. Изучать повадки животных, чтобы добиться результатов в спорте — это хорошая практика. Животные могут научить грации и пластике движений. Наблюдая, например, за кошкой, можно понять, как эффективнее двигаться, совершать прыжки и так далее. Повторяя за животными, мы получаем лучший результат, развивая свое тело.
Второй аспект касается развития головного мозга. Он в возрасте 8-14 лет очень пластичен, в нем легко нарабатываются новые нейронные связи. Дети способны обучаться и переобучаться, это прекрасный возраст для развития внимания, наблюдательности (в том числе при наблюдении за животными). То есть квадробика, с одной стороны, позволяет развить и тело, и мозг. Но есть другая сторона. Существует кардинальная разница: одно дело — играть в зверей, другое — считать, что ты и есть зверь.
Проблемы начинаются тогда, когда это увлечение переходит допустимые границы. Ребенок или подросток перенимает агрессивные формы активности животного, что может приводить не только к физическим травмам его самого и окружающих, но и травмировать еще неокрепшую детскую/подростковую психику. Если ребенок подавляющую часть времени проводит «в шкуре» животного, практически постоянно идентифицирует себя с ним, то происходит «расчеловечивание», акцентирование животных инстинктов, а значит, освобождение себя от социальных ролей и связанных с ними обязанностей.
Происходит, то, что ребёнок не понимает, где игра, а где реальность и действительно опасно. Например, когда подростки пытались справить нужду на улице, как кошки и собаки, а на уроках учитель вместо речи слышит мяуканье и лай; дети отказываются пить из стаканов и есть из тарелок, требуя миски, и просят родителей выгулять их на поводке. Происходит то, что ребенок уже не играет, а живет как животное. Это и есть очень тонкая грань, за которой начинается деформация психики. Взрослым, нужно тонко и чутко отслеживать эту грань, за которой их дочь или сын уже не играет, а «становится» животным, чтобы вовремя возвращать его в реальность. Например, если ребенок просит пойти на прогулку на поводке, нужно посмеяться с ним вместе и сказать: мы дома уже поиграли в зверей, но мы люди: пойдем теперь гулять по-человечески.
Сегодня много говорят о квадроберах, вплоть до запрета этого движения и юридической ответственности за участие в нем. В Госдуме разрабатывают законопроект о запрете пропаганды деструктивной идеологии, в том числе квадроберства. Важно понимать, что прямые запреты редко эффективны и могут усилить интерес к подобным субкультурам. Вместо запретов важно сосредоточиться на причинах, по которым дети погружаются в эти роли, и предложить им психологическую поддержку.
Почему дети хотят стать квадроберами?
1. Поиск идентичности. В подростковом возрасте дети активно ищут себя и пробуют разные роли. Быть квадробером — это своеобразный способ выразить свою уникальность.
2. Желание выделиться. Мы живем в мире, где быть заметным — это важно. Квадроберы привлекают внимание, и это может быть основным мотивом для детей, особенно если им не хватает признания в других сферах жизни.
3. Влияние интернета. Субкультура квадроберов активно распространяется через социальные сети. Видео с подражанием собакам быстро становятся вирусными, и многие подростки хотят повторить этот успех.
4. Групповая принадлежность. Для детей важно быть частью чего-то. Если в их окружении популярны квадроберы, они могут присоединиться, чтобы не быть «белой вороной».
5. Эмоциональная разрядка. Подражание животным может быть способом справиться с тревогой и стрессом. Это позволяет уйти от реальности в выдуманный животный мир и временно забыть о сложностях.
По мнению специалистов, субкультура квадроберов сама по себе не является опасной, если это остается на уровне игры. Однако стоит начать волноваться, если это поведение становится агрессивным или полностью захватывает ребенка, как в случае с нападением на людей. Как поступить, если ваш ребенок решил стать квадробером?
1. Сначала поговорите с ребенком. Не критикуйте его и не высмеивайте. Спросите, почему ему интересно быть квадробером. Часто это просто способ самовыражения или попытка быть принятым в коллективе.
2. Установите четкие границы. Объясните, что играть можно, но кусать других детей — недопустимо. Дайте понять, что такое поведение имеет реальные последствия.
3. Предложите альтернативы. Найдите другие способы для ребенка проявить свою индивидуальность: творческие кружки, спорт, ролевые игры с безопасными сценариями. Это поможет ему проявить себя без угрозы для других.
4. Обратите внимание на окружение. Возможно, квадроберы — это часть круга общения ребенка. Познакомьтесь с его друзьями, чтобы лучше понять, как на него влияют.
5. Не бойтесь обратиться за помощью. Если вы видите, что ситуация выходит из-под контроля, обратитесь к психологу. Специалист поможет разобраться в причинах такого поведения и предложит пути решения.
Воспитание детей — это всегда баланс между пониманием/принятием и установлением границ. Важно помнить, что такие субкультуры часто являются временным явлением. Но ваш ребенок должен знать, что вы всегда рядом и готовы поддержать его, даже если вам не всегда понятно его поведение. Старайтесь вести открытый диалог с сыном или дочкой. Он поможет детям понять, что фантазии — это часть личностного роста, но они не должны замещать реальную жизнь.
Уважаемые родители, помните, что за подобными явлениями могут стоять реальные эмоциональные потребности детей. Мама и папа должны проявлять внимание и готовность помочь, чтобы предотвратить возможные негативные последствия этого феномена.
Статью составила педагог — психолог МКУ «Центр ПППМС помощи» Обухова М.А.