Субкультура, тренд или спорт?

Субкультура, тренд или спорт?

Что такое квадробика?

Квадроберы. Субкультура, тренд или спорт? Что такое квадробика? Опасно ли это для ребёнка? Однозначно ответить нельзя. Общественное мнение на этот счет расходится: одни считают это безобидным хобби, другие уверены, что это потенциально опасное явление. Давайте с вами вместе разберемся в этом.

У многих на слуху данный термин, но, увы, никто не знает, что это такое и опасно ли оно для общества? Квадроберы — дети и подростки, которые подражают животным и имитируют их повадки. Они используют различные аксессуары, отражающие принадлежность к определенному животному: маски, хвосты, уши и т. п.

Изначально квадробика  была одним из видов спорта, который создан японским спортсменом, атлетом Кэнъити Ито. Он очень быстро бегал, но был внешне некрасив, и многие дразнили его за сходство с обезьяной. В свою очередь, спортсмен начал наблюдать за животными и даже жил в лесу, обучаясь их повадкам, а однажды едва не стал жертвой охотника. В итоге японский атлет разработал собственную методику бега на четырех конечностях, а его результаты вошли в Книгу рекордов Гиннесса.

Сегодня можно отметить, что квадробикой занимаются подростки с 8 до 14 лет. В Россию это увлечение пришло в 2024 году. И сразу вызвало опасения в обществе. Идентификация с животными, скорее всего, идет под влиянием субкультур Запада таких как — фурри или териане. Возможно,  за всем этим стоят взрослые, которые, в отличие от детей, прекрасно понимают, что делают. Поскольку это тренд, то можно заметить, что уже продается специальный корм для квадроберов, распространены маски, хвосты, уши, поводки и прочие аксессуары. И это вызывает беспокойство у родителей и педагогов, так как переодевание и подражание животным может быть симптомом более глубоких психологических проблем, таких как социальная изоляция и проблемы с самоидентификацией.

Многие, вовлеченные в эту субкультуру, не видят ничего плохого,  так как считают, что это аэробная нагрузка, возможность оторвать детей от сидения в интернете, переключив их на  физическую активность. Но если бы все сводилось только к физической активности, вряд ли бы эта субкультура вызвала бы такой общественный резонанс.

Подростки и дети надевают на себя костюмы: маски, перчатки-лапы, накладные хвосты и объявляют, что они — животные. В зависимости от того, повадкам какого зверя хотят подражать, дети и подбирают нужные аксессуары. Имитируют различных представителей фауны — кошек, собак, обезьян, лис, волков, тигров и других зверей. Они считают свое увлечение неофициальным видом спорта. Ходят на четвереньках и прыгают как животные. При этом движения должны имитировать действия выбранного зверя. Создают даже собственные школы с домашними заданиями.

Если современные дети относятся к квадробике как к игре-спорту,  это неопасно. Изучать повадки животных, чтобы добиться результатов в спорте — это хорошая практика. Животные могут научить грации и пластике движений. Наблюдая, например, за кошкой, можно понять, как эффективнее двигаться, совершать прыжки и так далее. Повторяя за животными, мы получаем лучший результат, развивая свое тело.

Второй аспект касается развития головного мозга. Он в возрасте 8-14 лет очень пластичен, в нем легко нарабатываются новые нейронные связи. Дети способны обучаться и переобучаться, это прекрасный возраст для развития внимания, наблюдательности (в том числе при наблюдении за животными). То есть квадробика, с одной стороны, позволяет развить и тело, и мозг. Но есть другая сторона. Существует кардинальная разница: одно дело — играть в зверей, другое — считать, что ты и есть зверь.

Проблемы начинаются тогда, когда это увлечение переходит допустимые границы. Ребенок или подросток перенимает агрессивные формы активности животного, что может приводить не только к физическим травмам его самого и окружающих, но и травмировать еще неокрепшую детскую/подростковую психику. Если ребенок подавляющую часть времени проводит «в шкуре» животного, практически постоянно идентифицирует себя с ним, то происходит «расчеловечивание», акцентирование животных инстинктов, а значит, освобождение себя от социальных ролей и связанных с ними обязанностей.

Происходит, то, что ребёнок не понимает, где игра, а где реальность и действительно опасно. Например, когда подростки пытались справить нужду на улице, как кошки и собаки, а на уроках учитель вместо речи слышит мяуканье и лай; дети отказываются пить из стаканов и есть из тарелок, требуя миски, и просят родителей выгулять их на поводке. Происходит то, что ребенок уже не играет, а живет как животное. Это и есть очень тонкая грань, за которой начинается деформация психики. Взрослым, нужно тонко и чутко отслеживать эту грань, за которой их дочь или сын уже не играет, а «становится» животным, чтобы вовремя возвращать его в реальность. Например, если ребенок просит пойти на прогулку на поводке, нужно посмеяться с ним вместе и сказать: мы дома уже поиграли в зверей, но мы люди: пойдем теперь гулять по-человечески.

Сегодня много говорят о квадроберах, вплоть до запрета этого движения и юридической ответственности за участие в нем. В Госдуме разрабатывают законопроект о запрете пропаганды деструктивной идеологии, в том числе квадроберства. Важно понимать, что прямые запреты редко эффективны и могут усилить интерес к подобным субкультурам. Вместо запретов важно сосредоточиться на причинах, по которым дети погружаются в эти роли, и предложить им психологическую поддержку.

Почему дети хотят стать квадроберами?

1. Поиск идентичности. В подростковом возрасте дети активно ищут себя и пробуют разные роли. Быть квадробером — это своеобразный способ выразить свою уникальность.

2. Желание выделиться. Мы живем в мире, где быть заметным — это важно. Квадроберы привлекают внимание, и это может быть основным мотивом для детей, особенно если им не хватает признания в других сферах жизни.

3. Влияние интернета. Субкультура квадроберов активно распространяется через социальные сети. Видео с подражанием собакам быстро становятся вирусными, и многие подростки хотят повторить этот успех.

4. Групповая принадлежность. Для детей важно быть частью чего-то. Если в их окружении популярны квадроберы, они могут присоединиться, чтобы не быть «белой вороной».

5. Эмоциональная разрядка. Подражание животным может быть способом справиться с тревогой и стрессом. Это позволяет уйти от реальности в выдуманный животный мир и временно забыть о сложностях.

По мнению специалистов, субкультура квадроберов сама по себе не является опасной, если это остается на уровне игры. Однако стоит начать волноваться, если это поведение становится агрессивным или полностью захватывает ребенка, как в случае с нападением на людей.  Как поступить, если ваш ребенок решил стать квадробером?

1. Сначала поговорите с ребенком. Не критикуйте его и не высмеивайте. Спросите, почему ему интересно быть квадробером. Часто это просто способ самовыражения или попытка быть принятым в коллективе.

2. Установите четкие границы. Объясните, что играть можно, но кусать других детей — недопустимо. Дайте понять, что такое поведение имеет реальные последствия.

3. Предложите альтернативы. Найдите другие способы для ребенка проявить свою индивидуальность: творческие кружки, спорт, ролевые игры с безопасными сценариями. Это поможет ему проявить себя без угрозы для других.

4. Обратите внимание на окружение. Возможно, квадроберы — это часть круга общения ребенка. Познакомьтесь с его друзьями, чтобы лучше понять, как на него влияют.

5. Не бойтесь обратиться за помощью. Если вы видите, что ситуация выходит из-под контроля, обратитесь к психологу. Специалист поможет разобраться в причинах такого поведения и предложит пути решения.

Воспитание детей — это всегда баланс между пониманием/принятием и установлением границ. Важно помнить, что такие субкультуры часто являются временным явлением. Но ваш ребенок должен знать, что вы всегда рядом и готовы поддержать его, даже если вам не всегда понятно его поведение. Старайтесь вести открытый диалог с сыном или дочкой. Он поможет детям понять, что фантазии — это часть личностного роста, но они не должны замещать реальную жизнь.

Уважаемые родители, помните, что за подобными явлениями могут стоять реальные эмоциональные потребности детей. Мама и папа должны проявлять внимание и готовность помочь, чтобы предотвратить возможные негативные последствия этого феномена.

Статью составила педагог — психолог МКУ «Центр ПППМС помощи» Обухова М.А.

Maya

Добавить комментарий