Живописец Иван Сошников

Живописец Иван Сошников

Большой и дружной была в Песочне рабочая семья Сошниковых, в которой в 1914 году родился мальчик Ваня, в будущем известный советский художник.  Корень этого старинного рода был на Большой улице (ныне — Пролетарская), почти напротив Верхнего завода, где трудились дед и отец Ивана Сошникова. Дом этот, выстроенный еще дедом в позапрошлом веке из мальцовского кирпича, находился недалеко от нынешней районной администрации. В 1990-х гг. на его месте было построено красивое краснокирпичное двухэтажное здание казначейства, в котором ныне размещается управление Песоченской епархии РПЦ.

…По окончании семилетки (хотя я склонен полагать, что  учился и закончил Иван Песоченскую профтехшколу)  рабочий паренек Ваня Сошников подался в Москву на заработки. Время было суровое и голодное — начало 30-х годов. И всего в жизни приходилось добиваться своим трудом и терпением. Закончил строительные курсы и стал десятником-строителем по озеленению столицы. Давняя страсть к искусству еще с детских лет, когда его учил рисунку песоченский учитель В.С.Обухов, привела молодого рабочего в любительскую студию при Московском союзе художников (МОСХ). Там с ним и такими же, как он, «желторотыми птенцами» занимались почтенные мэтры — художники Г. Ряжский, Б. Иогансон, С. Герасимов. На основе таких студий для непрофессионалов в предвоенные годы был создан художественный институт им. Сурикова. В него и поступил в 1936 году  подававший надежды в искусстве Сошников. Там его учителями стали такие  крупные мастера советской живописи, как Борис Иогансон и Александр Осмёркин.

Отсюда, недоучившись, в суровые огненные дни  сорок первого года,  Иван  Сошников добровольцем-ополченцем ушел защищать Родину.

Уйдя на фронт прямо с институтской скамьи, свое образование ему удалось  завершить только после  возвращения из армии,  в 1945 году. По некоторым данным, демобилизовали  из армии недоучившегося студента Сошникова  в 1943г. для продолжения образования — стране нужны были кадры не только инженеров, ученых, но и художников, и других мастеров искусств…

Защищался вчерашний фронтовик Иван Сошников дипломной  работой «Полевая почта», которую он писал под руководством любимого учителя  профессора Александра Осмёркина. А в следующем 1946 году сам А.А. Осмёркин написал портрет своего любимого ученика Ивана Сошникова. А в 1981 году Иван Сергеевич Сошников написал воспоминания (они опубликованы) о своём учителе Александре Александровиче Осмёркине, самые тёплые чувства к которому он сохранил до конца жизни.

Тогда же стал участвовать сначала в групповых и городских художественных выставках, а несколькими годами позже — в выставках республиканского и союзного уровня. Некоторые его пейзажные работы с выставок репродуцировались массовыми тиражами в виде цветных художественных открыток и по сей день находятся в личных коллекциях филокартистов. В конце 40-х годов Сошников стал членом Союза художников.

Призвание нашего земляка — пейзажная живопись. Именно здесь он достиг значительных высот, стал мастером. Сотни этюдов художник создал на пленере, в поисках удачной и интересной натуры с этюдником облазил все дальнее и ближнее Подмосковье, хорошо знал центр России. Главная привязанность живописца — среднерусская природа, то изменчивое состояние, в котором она пребывает в данный момент. Острота зрения, зрительная память, чуткость к натуре — неотъемлемые черты художественного дара Сошникова.

В 1978 году   группа  крупных мастеров традиционного реалистического пейзажа в Москве объединилась, создав групповую выставку «Двенадцать московских живописцев», основой которой стал пейзажный жанр (Юрий Кугач, Василий Нечитайло, Виктор Цыплаков, Иван Сошников, Владимир Гремитских,  ряд других).

Как писала в статье к вышедшему годом позже художественному альбому об этой выставке и пейзажных работах ее участников  искусствовед С.А. Романова «Широко представленный на ней рабочий материал рассказал об отношении мастеров к натуре. Этюды заключали в себе свежесть и непосредственность впечатлений от общения с природой. Вопросы художественного совершенства, столь трудные подчас в тематической картине, нашли наиболее адекватное разрешение в пейзаже. Живописцев волновала проблема выразительных возможностей на основе глубокого постижения классических традиций».

… Иван Сергеевич писал  свои выразительные  многочисленные  пленерные этюды и студийные пейзажные картины (их у него было крайне мало) крупным пастозным мазком, его произведения требуют созерцания на определенном расстоянии. Только тогда хаотические мазки сливаются в единую и гармоничную композицию полотна. Названия картин звучат просто и безыскусно, как и состояния природы, в них отраженные: «Майский снег», «В осеннем лесу», «Ива цветет», «Дождик моросит», «Облачный день».

Как писал один из критиков, в полотнах Сошникова «не просто любование природой, а утверждение через нее традиционных народных взглядов на целесообразность и красоту самой жизни, умение передать на холсте извечную нашу радость при общении с окружающим миром, хранящим повсюду приметы полезного человеческого труда».

… Сорок лет продолжалась активная художественная деятельность нашего земляка.

Скромное и незамутненное его искусство было замечено и оценено зрителем и искушенными собратьями по «цеху» художников. Картины Сошникова  давно уже находятся в крупнейших  центральных и провинциальных художественных музеях нашей страны и ближнего зарубежья, в личных коллекциях, по-прежнему радуют людей встречей с подлинной красотой.

Цельная  и объективная оценка  художественного метода нашего земляка содержится  в заключении искусствоведа А. Амшинской: «В основе творчества Сошникова лежит традиция русского реалистического пейзажа, прежде всего серовского, с присущими этому  художнику одухотворенностью природы и объективностью ее видения. Не менее явственно ощущаются и влияния живописного метода К. Коровина с его звучностью красок, а также импрессионистов, умевших наполнять свои холсты светом и воздухом».

В заключение хочу привести еще прозаический отрывок из  воспоминаний Сошникова об «Академической даче» в Тверской (тогда — Калининской) области, где десятилетиями он создавал свои пейзажные шедевры. Этот текст показывает разноталантливость  художника  и его мастерство во владении не только кистью и красками, но и  русским словом:

«…Но вот солнце скрылось. Постепенно исчезает цветовая яркость предметов, цвета сближаются, снежный покров земли и всё, что на ней есть, превращается в единое пятно, а небо ещё светится, и вдруг на нём появляется серебристый, ясный серп луны. А я стою, смотрю, впитываю. Это у меня называется разговор с природой. Нет этюдника под рукой — разговариваю с природой и мысленно пишу, познавая быстро проходящие состояния.

Застал я и прекрасное время, когда зима сменяется весной. Буро-коричневые пятна земли всё более расширяются, снег отступает. Потекли ручьи, а там и река вскрылась, и пошло, и пошло… Новое состояние в природе, новая красота. Поля обнажились, куски снега только в оврагах и в лесу. Появились грачи, скворцы. Однажды я решил побродить по полям и лесу. Просто шел, куда глаза глядят. Весенний день. Тепло. В самом воздухе чувствуется весна. Темные, серые поля, серебристая от прошлогодней травы, набухшая земля. Резиновые сапоги влипают, точно в глину. В низких местах стоит вода, и в ней отражается голубизна неба. А вот стоит серебристо-сиреневый ольшаник, ели раскинули свои тёмно-зелёные лапы, серебристые стволы осин с зеленоватым оттенком, тонкие стволы берёз, на них трепещет на ветру прозрачная береста, отслоившаяся за зиму. А над всем этим — ясное, голубое, весеннее небо, и оттуда, из выси, из небесной голубизны, льется песнь невидимого жаворонка.

Но как все эти звуки, шорохи, зримое и незримое, свои ощущения переложить на язык красок?»

Вот этому переложению звуков, запахов и других состояний природы на язык живописи посвятил  всю свою жизнь прекрасный русский художник, наш земляк, Иван Сошников.

Андрей Бауэр.     

Maya

Добавить комментарий