Священномученик Церкви Русской
(Начало. Окончание здесь)
Всего 58 лет прожил на Божием свете наш земляк, священник Константин Немешаев, исправно служа людям, поучая и окормляя свое «малое стадо» в трех разных приходах в сане приходского батюшки (Бутчино Жиздринского уезда, Введенское Тарусского уезда (района), Дединово Луховицкого района Московской области).
Имея большую семью — жену и четверых детей, дом, хозяйство — всегда был верен главной пастырской заповеди: заботиться о душах своих пасомых, поднимая их к горнему миру, сея среди них слово Божие. Особенно это трудно было делать отцу Константину после революции семнадцатого года, когда коммунистическим государством был взят курс на полное уничтожение религии, православного духовенства и Русской Церкви.
В 1937 году за верность Христу и его Церкви о. Константин был убит этим государством. Вместе с душами сотен тысяч замученных и убитых христиан нашей страны душа нашего земляка-священника нашла покой в селениях праведных, а после двухтысячного года, после включения о. Константина в Собор новомучеников для общецерковного почитания, Немешаев стал святым молитвенником за русский народ перед Божиим престолом.
В сегодняшней публикации впервые в исторической и краеведческой литературе предпринимается попытка связно и логично поведать о жизненном и духовном подвиге протоиерея Константина Немешаева на основании выявленных архивных документов и опубликованных источников.
Будущий святой мученик Церкви Русской Константин Немешаев родился 23 ноября 1879 года в селе Песоченский Завод (ныне г. Киров) Жиздринского уезда в семье священника Рождества-Богородицкой церкви Георгия Немешаева (1889). Закончил Мещовское духовное училище в 1895г. и Калужскую духовную семинарию в 1901г. После окончания семинарии в звании студента 15 июня 1901г. калужским преосвященным Макарием был определен во псаломщика и посвящен в стихарь к родному Рождества-Богородицкому храму в селе Песоченский Завод Жиздринского уезда.
2 декабря 1902 г. епископом Калужским и Боровским Вениамином псаломщик Константин Немешаев был рукоположен во священника Рождества-Богородицкого храма в селе Бутчино Жиздринского уезда, где прослужил менее трех лет младшим священником трехпричтового храма. Одновременно состоял заведующим и законоучителем двух приходских школ — церковно-приходской в д. Ветмица и школы грамоты в д. Гуслицы. С 1903г. состоял членом Бутчинского церковно-приходского попечительства.
В Бутчине о. Константин женился на дочери старшего священника бутчинского храма Василия Боголюбова — Лидии, бывшей на пять лет моложе своего мужа.
Жена родила о. Константину четверых детей: дочь Зинаида появилась еще в Бутчине в 1903 году, остальные дети родились уже в Введенском: в 1905 году сын Владимир, в 1906 году — Николай, в 1909 году дочь Валентина.
Прослужив два с половиной года недалеко от родного песоченского дома, 10 мая 1905г. о. Константин из Бутчина был перемещен, «для пользы службы« (так написано в формуляре), в село Введенское (Введенье тож) Тарусского уезда. Церковь в селе была трехпрестольной: главный престол во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы; боковые приделы — во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и в честь святых мучеников Флора и Лавра. Основательный кирпичный храм был построен в 1886 г. (ныне в урочище Введеньё Тарусского района сохранились останки храма в виде руинированных стен и сводов; домов и населения в бывшем селе нет).


В Введенском священник имел свой дом и большое хозяйство (огород, сад, лошадь и домашний скот), ведь большой семье требовалось много продуктов.
В Введенском он пережил революционные события семнадцатого года, на себе испытал, как и все другие представители духовенства, притеснения и гонения со стороны органов новой власти. В 1921 г. арестовывался, был лишен избирательных прав (все служители престола Божия в 1924-1936 гг. имели статус так называемых «лишенцев», фактически в гражданском отношении были изгоями в своей стране).
В начале коллективизации, в 1930 году, был, как указано в позднейшем документе, «раскулачен», т.е. выселен из своего дома, который был конфискован и передан сельсовету, также все остальное имущество у семьи было отобрано: не только земля и хозяйственные постройки, но и скот, инвентарь, предметы домашнего обихода.
К тому же местные власти закрыли храм и передали его вновь созданному колхозу.
Священнику пришлось покинуть свой приход и жилое «гнездо», где он четверть века верно служил Богу и Церкви, воспитывая и окормляя своих прихожан.
Покинув Введенское в том же 1930 году отец Константин был определен священником Троицкого храма в селе Дединово Луховицкого района Московской области, где он прослужил до дня ареста.

Арест и гибель о. Константина логично укладываются в события тридцать седьмого года — Года БОЛЬШОГО ТЕРРОРА, когда в СССР были уничтожены десятки тысяч православных священников, церковнослужителей и мирян.
«Разработка» священника Константина Немешаева началась осенью 1937 г. сотрудниками Луховицкого райотдела НКВД Московской области, которые обработали испытанными методами — демагогией и угрозами — некоторых нестойких прихожан храма в селе Дединово, где служил настоятелем о. Константин, и выбили из них показания против батюшки, который служил уже здесь семь лет и стал настоящим духовным отцом для многих.
В документах следственного дела есть фамилии двух женщин — «свидетелей антисоветской и контрреволюционной деятельности» местного священника, это Ерохина К. П. и Попова Л. Я. Так как свидетельские показания из следственных дел, согласно архивным правилам, не выдаются исследователям, то об этих женщинах — свидетелях по делу дединовского священника мы ничего не знаем. Тем не менее, на основании их показаний, возможно, составленных под диктовку следователя, и строились все обвинения против о. Константина.
Дела в те страшные месяцы тридцать седьмого года фабриковались спешно и почти под копирку: репрессивный механизм требовал все новых жертв. Поэтому и все следствие, вернее, процессуальные действия по делу Немешаева — от ареста до расстрела — заняли всего две недели.
Теперь рассмотрим все шаги следствия по порядку так, как они отложились в деле № 10274 в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ).
25 октября 1937г. начальник Луховицкого райотдела НКВД сержант госбезопасности Брюханов составил справку на арест о. Константина Немешаева. Там и приведены слова из показаний вышеназванных женщин — Ерохиной и Поповой. Соответствовали ли эти слова настоящим речам священника — неизвестно, т.к. очных ставок не проводилось, и доказать подлинность слов свидетелей не представлялось возможным, да это и не требовалось. «Царицей доказательств» в отношении священнослужителей в это время был принцип: если поп — значит враг советской власти и контрреволюционер…
Вот эти «преступные» слова из речей священника: «Ты не бойся ходить в церковь, все равно скоро будет конец большевикам».
«Вот видите, кто не ходит в церковь, тот и мучается этой жизнью, живут впроголодь, ходят разуты и раздеты и это все потому, что не верят богу. Вот скоро будет конец света, кто в колхозе и кто за коммунистов, будут мучиться в вечном аде».
Против конституции СССР якобы сказал: «Эта конституция коммунистов направлена против церкви и бога. Вам, православным, церковь забывать не надо» (из показаний свидетельницы Поповой Л.Я.)
В мае 1937 г. в связи с занятием колокольни церкви под водокачку священник Немешаев стал вести к/р террористическую агитацию по адресу коммунистов, сказав: «Кто полезет на колокольню осквернять божий храм, тех спущу вниз головой. По конституции церковь отделена от государства, отсюда коммунисты не имеют права самовольничать».
В июле 1937 г. в день религиозного праздника, с целью срыва уборки сена, вел усиленную пропаганду среди верующих и в этот день устроил молебен, где присутствовало до 70 чел. колхозников, которые не вышли на работу. После этого вел к/р разговоры говоря: «Ну что — у кого было больше на работе, у меня или у вас» (из показаний Ерохиной К.П.).
Вывод был сделан следующий: «поп Немешаев среди населения ведет активную контрреволюционную деятельность, распространяет гнусную контрреволюционную клевету против советской власти, выступает против мероприятий партии на селе и ведет антисоветскую агитацию против существующего строя». А за выводом последовало заключениие: «НЕМЕШАЕВ Константин Георгиевич 1879 г. рождения, гр. СССР, русский, проживает в селе Дединово Луховицкого района Московской области, поп, в данное время служитель религиозного культа в местной церкви, подлежит аресту».
С таким заключением по делу о. Константина согласился начальник 4-го отдела управления госбезопасности Московской области капитан госбезопасности Персиц.
А 1-го ноября справку на арест утвердил заместитель начальника Управления НКВД области майор госбезопасности Якубович.
Тогда же начальник Луховицкого райотдела УНКВД области Брюханов постановил: «НЕМЕШАЕВА Константина Георгиевича привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58/10 ч. 1 УК, мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей в Таганской тюрьме».
Андрей БАУЭР, историк-краевед.
(Продолжение следует).
