Коррупция в здравоохранении. Проблемы и пути решения

Одной из проблем системы здравоохранения является коррупция и взяточничество в медицинских учреждениях. Данная проблема характерна не только для нашего государства, но и для всего мира. В связи с этим Всемирная организация здравоохранения (далее — ВОЗ) разработала программу по предотвращению коррупции в государствах-участниках ВОЗ посредством повышения прозрачности и усиления механизмов подотчетности в их системах здравоохранения.

В качестве первой меры по предотвращению коррупции в сфере здравоохранения указываются консультации населения. Консультации представляют собой особые мероприятия, включающие взаимодействие между населением и государственными деятелями по вопросам коррупции и здоровья. Проведение консультаций с населением особенно полезно при разработке общей стратегии здравоохранения или плана борьбы с коррупцией. Кроме того, необходимо не только учитывать мнение граждан при определении политики в данном направлении, но и создать механизмы защиты граждан от разрушительного явления. Так, в России на сайтах медицинских учреждений существует раздел «обратная связь для обращений о фактах коррупции». По указанному на сайте номеру каждый человек, столкнувшийся с коррупцией, может обратиться по телефону и сообщить о произошедшем. При этом возникают две проблемы. Во-первых, по анонимным сообщениям не принимаются никакие меры. С одной стороны, такой порядок направлен на предотвращение злоупотребления и ложных сообщений. С другой стороны, в случае если человек не хочет раскрывать свое имя, потому что боится последствий в свой адрес, и преступление действительно есть, то в таком случае меры не будут приняты. В этой связи уместно будет упомянуть, что в рекомендациях ВОЗ обращается внимание на форму сбора данных от граждан и указывается на то, что опросы должны быть анонимными.

Во-вторых, по телефону доверия Минздрава принимаются обращения, касающиеся коррупционных действий только гражданских служащих Министерства и руководителей организаций, подведомственных Министерству. Однако в частной системе здравоохранения также возможны коррупционные проявления, дополнительных способов защиты от которых пока не предусмотрено. В научной литературе встречается мнение, что коррупция не происходит в частной медицине.

Автор связывает это с тем, что коррупция есть только там, где финансирование деятельности осуществляется за счет государства и, следовательно, граждане получают медицинскую помощь бесплатно. Представляется данный вывод неверным. Такое явление как коррупция является собирательным и может выражаться в различных сферах, принимая различные виды и формы.

Одним из эффективных способов по предотвращению коррупции является проведение опросов населения. На это указывает и ВОЗ, устанавливая рекомендации к данному методу исследования. Так, ответы на опросы должны быть анонимными, а сбор данных организован таким образом, чтобы уменьшить нежелание делиться мнениями. При рассмотрении конкретных видов коррупции, вопросы не должны касаться личного опыта информатора. Вместо этого вопросы должны быть направлены в целом на восприятие респондентами риска коррупции в определенной области, стимулирующие к ней факторы. Хотелось бы также дополнить, что собирать данные необходимо не только от граждан, но и от медицинских работников, поскольку они могут оказаться заложниками коррупционных ситуаций. Информация, полученная в ходе консультаций с населением, может быть использована при разработке новой стратегии или реформы.

В качестве следующей меры по предотвращению коррупции в сфере здравоохранения предлагается привлекать государственные надзорные органы. В зарубежных странах есть государственные наблюдательные организации, которые направляются в учреждения, где необходимо предотвратить или искоренить коррупцию. Данный механизм можно применять в сфере здравоохранения. Агентства по борьбе с коррупцией организуют консультации с населением, чтобы узнать у населения о проблемах и потенциально сотрудничать со здравоохранением. Проблемы, поднятые в ходе консультаций с населением, могут стать основанием для проверки этого учреждения правоохранительными органами.

Рассуждая об антикоррупционных органах, стоит отметить, что в настоящее время в России нет отдельного органа государственной власти, наделенного исключительной компетенцией по борьбе с коррупцией и профилактикой коррупционных отношений в государственно-управленческой деятельности. Антикоррупционными полномочиями наделяется множество государственных органов и должностных лиц. ВОЗ в качестве рекомендаций по привлечению государственных надзорных органов приводит должность омбудсмена, в полномочия которого входит расследование по поступившим от граждан жалобам и рекомендации отраслевым министерствам и парламенту. Стоит отметить, что в России также есть опыт существования омбудсмена в сфере противодействия коррупции.

Так, в некоторых регионах нашей страны существовала должность Уполномоченного по противодействию коррупции. Однако реализация Национального плана потребовала упразднения данной должности и передачи антикоррупционных полномочий исполнительному органу данного региона. Многие исследователи и практические работники считают необходимым создание специализированного органа по борьбе с коррупцией в виде отдельного федерального агентства, либо института уполномоченного по профилактике коррупции при главе государства. В  РФ на данный момент нет серьезных оснований для создания отдельного федерального органа государственной власти, на который были бы возложены координационные полномочия по противодействию коррупции на всей территории страны. Взаимодействие государства и населения представляет один из эффективных способов предотвращения коррупции, поскольку государство будет от своих граждан узнавать о существующих проблемах и принимать меры для их устранения в рамках уже имеющихся полномочий и программ по борьбе с коррупцией.

Отдел по противодействию коррупции и кадровой работе Кировской районной администрации.

Maya

Добавить комментарий