Мое село живет и молодеет

Волое… Многие россияне знают об этом звонкоголосом селе не понаслышке. Было время, когда здесь в каждом доме росли не меньше четырех-пяти детишек. Мне в молодые годы довелось работать в Воловской школе, самой «густонаселенной» не только среди сельских учебных заведений, но и среди многих городских. Одних матерей-героинь более двух десятков. Более тридцати женщин были награждены медалями за многодетность. Жили сельские жители небогато, но дружно. Выделялись добротой и гостеприимством. Помню, в распутицу, когда автобусы отменяли и из города разве что поездом, от которого километра четыре по бездорожью добирались, изредка приходилось оставаться ночевать. Узнав об этом, некоторые дети или родители приносили и молочко, и сметанку, и блинчики, и картошку. И не откажешься… обижались.
Несколько лет назад закрыли школу из-за малокомплектности, и дорога теперь асфальтированная, и автобусы по три раза в день ходят регулярно. А, проезжая мимо села, радуешься, что у большинства домов стоят добротные автомобили. И молодежь возвращается в родные края.
— Живет наше село и молодеет, — с гордостью рассказывает мой давний знакомый Семен Иудович Волчков, который на днях решил зайти в редакцию. — Представляете, я сегодня самый старый житель в Волом. Не знаю, радоваться или огорчаться, что жизнь пролетела так незаметно.
И я сразу вспомнила, что 1 июня Семену Иудовичу исполняется девяносто лет. Его биография неразрывно связана с возрождением и развитием родного края.
— Если бы не война, многодетных дворов в нашем селе было бы еще больше. Сколько мужчин ушли на фронт и многие не вернулись. Фашисты напали на страну 22 июня, а 23-го мой отец уже получил повестку. Нас четверо пацанов остались у мамы на руках. Осенью 42-го года всем селом нас эвакуировали в Тульскую область. Вернулись в родное село только в 1943 году. Дома были целы, лишь церковь разрушили. Мама работала в колхозе за трудодни, получая 21 килограмм зерна и немного сена. Старший брат уехал в Белоруссию пасти коров. Остальные мальчишки ходили в школу и помогали матери. Ходили в лаптях, которые мама после работы плела, чтобы обуть сыновей. Голодно было. Собирали и сушили липовый лист, мололи на ручной мельнице. Весной на полях собирали мороженую картошку, щавель. От такой еды стали пухнуть ноги.
— Надо было как-то выживать, — вспоминает юбиляр. Я вам об этом раньше уже рассказывал — После окончания школы уехал в Мещовский техникум механизации. Получил права тракториста, работал в Фоминичской МТС. Позже по поручению сельского Совета направили заведующим клубом, который располагался в старом приспособленном здании. Стены ветхие, света нет, выручали керосиновые лампы, печь топили дровами. Но молодежи было много. Раза два-три в неделю привозили кино со своим двигателем, который вырабатывал ток. Стульев не было. Сидели на длинных скамьях. А когда фильм заканчивался, начинались танцы под гармонь. В клуб приходили не только наши юноши и девушки, но и из поселков Малиновский, Ивановский.
Потом Волчков заведовал библиотекой. И читателей было немало — до 400 человек. Никто тогда даже не предполагал, что настанет время, когда гаджеты заменят и книги, и детские игры. Пришлось даже на курсах учиться, чтобы в книгах и авторах лучше разбираться, ведь в сельской библиотеке фонд составлял 95 тысяч.
Село развивалось. Семена Иудовича назначают председателем местного сельского Совета. Чем только не приходилось заниматься: рождение, брак, смертность, налоги, соцкультура. Учреждение находилось в плачевном состоянии, надо было восстанавливать. Не лучше выглядел и магазин, в котором продавались вместе продукты, промышленные товары и даже керосин. Председателю сельсовета приходилось ездить в город, ходить с «протянутой рукой» по кабинетам. Но торговый центр за короткое время был возведен.
Хозяйство развивалось, в молодых семьях рождались дети. Срочно нужен был детский сад, ведь малышей, пока родители были на работе, приходилось приводить к соседям или пожилым родственникам, которые жили на другом конце села. Семен Иудович вместе с руководством колхоза смог решить и этот вопрос. Вскоре детский садик распахнул свои двери. Кстати, весь рабочий персонал детского учреждения был местный — от поваров до воспитателей.
Начали селяне выпекать и хлеб. Примитивная пекарня не справлялась с запросами жителей села. Тем более, что за хлебом приезжали из соседних населенных пунктов. Я, бывало, всегда привозила домой свежую буханочку с хрустящей корочкой, верхушку которой, пока ехала от школы до дома, съедала.
А еще не могу не вспомнить о том, что многие молодые учителя встречались, а многие и замуж выходили за парней из Кирова. Где знакомились? Здесь же, поскольку мужчины из города по выходным приезжали в воловское кафе, где всегда продавали пиво в розлив, в то время, как в городе этот пенный напиток днем с огнем не найдешь.
Современная школа по наполняемости была одной из самых многочисленных в районе. Детки, без преувеличения скажу, трудолюбивые, простые и в большинстве своем очень красивые. И коллектив учителей подобрался дружный и активный. Мы организовывали и проводили в кафе «огоньки» и вечера.
— Неплохо жили, — с уверенностью говорит Семен Иудович. Общественная баня, Дом культуры, медпункт, торговый центр, церковь и многое другое. Каждую неделю приезжали работники Кировского комбината бытового обслуживания. Можно было на месте постричься, сделать прическу или маникюр, заказать платье, сумочку, отремонтировать обувь или бытовую технику. Активно занимались строительством. Разворачивалось строительство и жилья. За короткое время были возведены два 12-квартирных дома, где получили квартиры механизаторы и животноводы, выделили квартиры в новом доме и многим учителям. Занимались благоустройством дороги. Сегодня новая асфальтированная трасса позволяет добраться до города за несколько минут. Открыли новый современный медпункт, теперь не обязательно ехать в районную поликлинику. Вскоре оборудовали местный пруд, организовав здесь зону отдыха.
Нельзя не отметить, что с каждым годом в Волом и в других деревнях построены добротные современные дома. Больше стало рождаться и детишек. Для них созданы все условия.
— Только что отметили всей страной 80-летие Великой Победы, — с гордостью делится мой гость, но глаза его неожиданно погрустнели. И я знаю, почему. В 2021 году 9 мая умерла любимая жена Семена Иудовича, с которой прожили 63 года.
— Дети поддерживают, продолжает юбиляр. — Звонят почти каждый день. Их у меня шестеро, а еще четырнадцать внуков и десять правнуков. Разве это не богатство? Жаль только, что бабушки рядом нет. В День Победы всегда собираемся вместе. Это у нас и праздничный, и поминальный день.
На прощание делаю фото 90-летнего ветерана. Выглядит великолепно. Поздравляем Вас, уважаемый Семен Иудович! Вы всегда были примером для молодежи, хорошим семьянином и добрым дедушкой. Оставайтесь таким же еще на долгие годы. До следующей встречи!
Людмила ЛОСЕВА.