Беседы с другом

Беседы с другом

(Окончание)

Часть 3

— Доброго дня! Ты обещал сказать еще что-то.

— Конечно. Но сначала скажи, как получилось с тем, о чем мы говорили.

— За это время я узнал о себе очень много нового.

— Надеюсь, что это знание окажется полезным.

— Уже оказалось, потому что нет уже того тягостного состояния, о котором я говорил вначале.

— А что есть?

— Есть надежда и вера. Но сказку подробнее. Чем больше я стараюсь молиться краткой молитвой  или читать псалмы и молитвы  или слушать что-то из Писания или Отцов, тем очевиднее для меня становится моя неспособность к внимательному погружению ума в молитву. Сначала меня это приводило почти в отчаяние. Но потом я понял, что слишком много ждал от себя, думал, что я, после всего своего жизненного пути, смогу вот так сразу взять и приобрести внимание в молитве, которого и настоящие подвижники достигали долгим трудом. Когда я это понял, мне стало спокойнее. Я просто молюсь, а когда сбиваюсь, то снова возвращаюсь к молитве, уже без тоски и самобичевания.

— Хорошо. Как с остальными вопросами?

 — С испытанием совести получилось, точнее, получается, почти так, как ты и говорил. Сначала я не видел в своем прошлом ничего особенного. Обычная греховная жизнь обычного грешного человека. Всякое в ней было. Но посте пенно стали вспоминаться некоторые подробности и детали, которые, как мне казалось, уже давно забылись. Иногда остро переживаются моменты прошлого. Вспоминаются эпизоды даже из раннего детства, в которых я поступал не так, как бы хотелось мне сейчас. Порой бывает так больно в душе, что я начинаю просить у Бога прощения за то, что мне вспомнилось, каяться в своих прежних глупостях.

— Это правильный путь. Рад за тебя. А как с ближними?

— Наверное, это самое сложное. Я и сам себе задавал вопрос и просил Бога помочь мне увидеть: кто мне до сих пор более всего неприятен из встретившихся в жизни людей? Память о ком заставляет меня волноваться или гневаться? И я нашел несколько человек, при воспоминании о которых не только прихожу в гнев, но и осуждаю их до сих пор и даже желаю им зла. Очень сложно было с этим бороться, потому что, как я считаю, они не мне только причинили зло, но и другим людям. А один из них, я точно знаю, продолжает приносить зло окружающим. Для меня было чрезвычайно сложно молиться за них, мысленно желать им блага и даже просто не осуждать их.

— И как же получается преодолеть это?

— Пока еще до конца не получилась, но то, что получилось, исключительно милостью Божией. Господь открывал мне мои грехи и немощи, и, видя их, я понимал, что я хуже этих людей. А если бы я оказался на их месте, то сотворил бы гораздо больше зла, чем они. Я благодарил Бога, что он отмерил мне мою меру жизни и возможностей в ней, что не дал злу, живущему во мне, выплеснуться на .многих людей и ограничил мой грех в основном только мной.

— Еще раз скажу, что рад за тебя. Это — правильный путь. А как с отдыхом?

— Увы, я не достиг того, чтобы молитва  и псалмопение стали для меня главным желанием и радостью моего досуга. Когда я хочу отдохнуть, то я хочу или просто телесного покоя, или каких-то душевных развлечений. Я слушаю музыку, смотрю фильмы и передачи. Иногда просматриваю всякие лекции, семинары и занятия по интересующим меня вопросам.

— Наверное, это необходимо. Но, думаю, это стоит держать под постоянным контролем.

— Да я стараюсь. Так, о чем же ты хотел мне еще сказать?

— О Евхаристии.

— Я уже читал об этом достаточно много.

— Не сомневаюсь. Тогда скажи мне то, что ты уже знаешь, а я попробую дополнить.

— Я знаю, что это — самое высокое Таинство Церкви, что без этого нет спасения.

— Конечно. Напомню только о сути того, что происходит на Евхаристии. Об этом подробно написал Святой Апостол Павел. Процитирую дословно: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы ядите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Из приведенного текста видно, что за Евхаристией мы реально приобщаемся, через вкушение, Ктелу и Крови воплотившегося  Бога — Творца Неба и земли.

— Но ведь Иисус Христос — Сын Божий? Как же ты Его называешь Творцом Неба и земли? Ведь творил все Бог Отец?

 — Хорошо, что ты задал этот вопрос, потому что действительно это важный момент для понимания нашей веры. Мир творил Бог. Бог — Един. Он не делится на составные части, а если проявляет Себя так, что как бы делится, то в каждом-действии все равно — Он Весь. Не углубляясь в богословие, просто скажу, что то, что мы различаем в Едином Боге три Персоны, или как принято говорить непереведенными греческими словами, «ипостаси», не означает, что мы имеем дело с кем то другим, а не с Единым Творцом. Троица — Единосущная, т. е. весь Бог всегда таков, Каков Он Есть — Он всегда Отец, и Сын, и Дух Святый, и Он» — Творец Неба и Земли. Следовательно, и Господь Иисус Христос —  Творец наш и Создатель.

— Но Господь Иисус Христос родился во времени…

— Именно! Безначальный Бог вошел в то, что Сам и создал, вошел в человеческую жизнь — стал человеком во всей полноте, не перестав быть Богом для того, чтобы человек смог стать Богом по благодати усыновления. Причащаясь, принимая благоговейно Тело и Кровь воплотившегося Бога, мы принимаем в себя Огонь, попаляющий наши грехи и страсти, разумеется, при условии, что мы сами с этими страстями боремся. Христос входит в нас, а мы становимся частью Его Тела — Церкви.

— Как это возможно? Ведь Бог и человек — совершенно разные понятия, как можно было этому соединиться в одной личности?

— Этим вопросом люди задавались почти тысячу лет, и Святые в понятных человеческих словах описали эту неизъяснимую тайну, которая была известна Церкви всегда. Это тайна, которую невозможно понять и объяснить, но возможно познать духом. И мы принимаем учение Святых именно потому, что они не от ума и не от искусства философии объясняют нам это, а от личного опыта погружения в Божественную Жизнь.

— Но они все же как-то это объясняют?

— Да. Правда, мы не сможем тут найти привычной нам логики, поскольку Предмет, о Котором идет речь, Неописуем и Непознаваем. Святые говорят, что в личности Христа соединились две природы: Божественная и человеческая, и что Божество в Иисусе Христе соединилось с человечеством таинственно и необъяснимо. Обе природы сохранили всю свою полноту. В нас нет ничего от человеческой природы, чего бы не воспринял, воплощаясь, Бог, так как, по слову Отцов,- «что не воспринято, то не спасено». Соединилось Божество с человечеством неслитно — это значит, что в результате соединения природы не слились между собою так, чтобы составилось из них новое естество, отличное от исходных, не образовав какого-то гибрида. Неизменно — это значит, что в результате соединения ни божеское естество не изменилось в человеческое, ни человеческое не проложилось в божеское, но то и другое остается целым. Нераздельно- хотя два естества во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они тем не менее не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц. Два естества соединены в Единую Ипостась (Персону, Личность) Бога Слова воплотившегося. Неразлучно — с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы два естества никогда не разлучались и не разлучатся.

-Ты сказал, что вера в Церкви была всегда, но проговаривалась в человеческих словах постепенно, на протяжении сотен  лет. Как это возможно?

— Вера в Церкви — это Дар Духа Святого, он был дан еще Апостолам. Но раскрывается этот дар в словесных формах тогда, когда появляется такая необходимость. Пока не возникает лжеучений, угрожающих чистоте церковной веры, незачем формулировать эти определения. Но когда начинаются дискуссии и заблуждения, Бог воздвигает Святых, устами которых открывает Истину, бывшую всегда в Церкви, только не в таких словах.

— А зачем Богу нужно принимать на себя человеческую природу? И что вообще это значит — «человеческая природа»?

— Говоря эту фразу: «человеческая природа», нужно понимать именно целиком и в совокупности все, что есть в людях (т.е. не отдельно в каждом человеке, а именно во всех людях). Он воспринял наши тело, ум и душу с присущими ей силами чувствами, волей). Святые Отцы Церкви настаивают, что Бог стал человеком полностью, воспринял в Себя все, что есть в нашей природе. Для чего Он это сделал? В Символе веры мы говорим, что «нас ради человек, и нашего ради спасения». Иными словами, Церковь» говорит, что наше спасение — в соединении с Богом. Ведь если «нашего ради спасения» Господь стал человеком, то это означает только то, что иного спасения для людей быть не может.

— Ты еще сказал, что человек должен стать Богом. Как это может быть?

— Святые Отцы, начиная с IV-ro века, многократно повторяют, что «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Эта формула стала универсальным определением спасения. Никакого другого спасения, кроме как «стать Богом», т.е. обожиться, — нет. Необходимо пояснить, что значит, в понимании Отцов, «стать богом». Не случайно последнее слово употребляется со строчной буквы. Стать богом с заглавной буквы — нельзя, Бог Един и другого не будет. Но приобщение к Единому Богу делает человека «богом в Боге», или «богом по Благодати», «по усыновлению». Человек может войти в Божественную жизнь, в жизнь вечную, потому что в нашу природу вошел, воплотившись, Бог.

— А какое отношение ко всему этому — тому что произошло во Христе, имеет Евхаристия? Нам она что дает?

— Исцеление от того повреждения, которое приобрели первые люди, оторвавщись от Бога. Отцы называют это  состояние тлением, или смертностью. Человек был сотворен с потенциалом вечной жизни, при условии пребывания в богообщении через соблюдение заповеди. Через заповедь, как реализацию свободной воли, человек пребывал в состоянии жизни, т. е. был в Боге. Разорвав этот союз, человек стал смертным, тленным, больным и несчастным. Все это пришел исправить Христос. Бог стал человеком. И Евхаристия,- это наше приобщение к Его исцеленной и воскресшей человеческой природе, которая в Нем, и теперь через Евхаристию — в нас, соединяется с Божеством. Тело Христа ничем не отличается от тела любого другого человека, кроме того, что оно соединено с Божеством. В остальном Христос по плоти — это каждый из нас. Поэтому каждый из нас может «войти в радость Господа своего» — стать Христом, т. е. также приобщиться к Божеству, как Божество приобщилось во Христе к человечеству. Именно поэтому Тело Христа и Церковь Христа одно и то же. Каждый человек, входя в Церковь через веру, покаяние и приобщение к Евхаристическим Дарам, становится тоже Телом Христа.

— И в этом спасение?

— Это — вершина того пути, о котором мы говорили в начале. Я сознательно не говорил о Евхаристии сразу, потому что говорить о ней есть смысл уже пройдя достаточный путь, который ты, отчасти, уже прошел. Но, пройдя этот путь, мы приходим именно к Евхаристии. Спасение, как мы говорили, — в приобщении к Христу. Кто стал Телом Христовым — Церковью, тот это спасение получил. Это не значит, что спасение нельзя потерять при неправильной жизни — увы, это возможно. А другого спасения, кроме как во Христе, нет. Можно сказать, что вся наша духовная жизнь, молитва, труды, покаяния, заповеди — это лишь правильная подготовка к Причастию. А Причастие — это тот самый Пир Жениха,  на который все приглашены, но на который нужно прийти в чистой одежде.

— Какие же плоды должен ощутить в себе человек, приобщившись к Телу и Крови Христовым?

— Человек принял в себя Бога, а перед этим прочитал молитву: «да не в суд или во осуждение мне будет…». Этим мы признаем, что приобщение к Богу может быть не только спасительным, но и опасным, даже погибельным: «… яко Иуда». «Бог Есть Огонь поядающий», — говорит Писание. Это Огонь Благодати, Огонь Неопалимой Купины, Свет Фаворский. И это же — огонь геенский. Никакой другой реальности, кроме присутствия Бога, в жизни будущего века, не будет, весь мир сгорит в Огне Божества, и «будет Бог всяческая во всем». Для кого-то Он станет светом и радостью, для кого-то — мучением. Один и тот же Бог воспринимается Его тварями по-разному, в силу того, как они сами себя сориентировали по отношению к Нему. «Ты пришел прежде времени мучить нас», — кричали Христу демоны. В таком же состоянии могут оказаться и люди, если проживут свою жизнь, как демоны. Люди с очищенным сердцем, приобщаясь к Телу и Крови Господа, чувствовали те Дары Духа, которые перечислил Апостол: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание». Мы же должны чувствовать в первую очередь свое недостоинство, нерадивость и, главное, покаяние (имеется в виду желание исправиться) — как первый дар Духа. Те наши дела, слова и мысли, которые без Причастия, возможно, не вызывали у нас укоров совести. Причастие должно делать для нас болезненными даже воспоминания о них. Это и есть очистительное покаяние, которое дает человеку Евхаристия на самом первом этапе.

— После того, что ты сказал, даже страшно приступать К Причастию… — И должно быть страшно, но этот страх не должен быть причиной отказа от участия в Евхаристии. Апостол Павел говорит о должном отношении к страшным Тайнам Господа: «Почему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недо-стойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает».

 — Вот видишь — можно даже умереть.

— Умереть и погибнуть — не одно и то же. Умереть нам всем придется, а вот погибать никому не надо. Подобный неправильный страх проистекает не из благочестия .и благоговения к Таинству, а из бесовского помрачения. Имений демоны стремятся не пустить человека к святыне. Бог же призывает к Себе недостойных (а все мы — недостойные): «приидите, ешьте, сие есть Тело мое», а демоны говорят: «Куда тебе, грешнику к святыне! Обожжешься!». И действительно, обжечься можно. Об этом писал еще Апостол Павел, но вспомним, чем он свою мысль заканчивает: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными  с миром». Это очень важное утверждение Апостола. Те, кто даже недостойно причащается, «наказываются от Господа», за свое небрежение, а этого бы не было, если бы они «судили сами себя», т.е. причащались бы с покаянием, благоговением и желанием исправиться. Но даже если они «наказываются от Господа», это — хорошо, а самое страшное — «быть осужденным с миром», «Осуждение с миром» означает погибель, а «наказание от Господа» — жизнь. Но лучший путь в жизни — «судить самим себя» — каяться и исправляться. Разве не к этому мы призваны?

— Как нужно готовиться к причастию и как часто нужно причащаться?            

— Правила Церкви говорят о том, что тот, кто без серьезной Причины пропускает без причастия три воскресных  дня, должен нёсти эпитимию. Причащаться нужно за каждой литургией, на которой присутствует верный, а это значит, как минимум, каждый воскресный день. Подготовка должна быть следующей: предусмотрен пост с полуночи до причастия.

 — Я слышал, что перед причастием нужно поститься то ли три дня, то ли неделю…

— Этот обычай возник, когда было принято причащаться несколько раз в год. Но для тех, кто, согласно правилам  Церкви, причащается еженедельно или чаще, это неуместно. Кроме того, это именно обычай, подобных правил не существует. Если верный постится, как положено, в среду и пятницу и другие посты, положенные уставом, — этого достаточно.

— А какие молитвы нужно читать перед причастием? Я слышал, что есть специальные каноны, акафисты и  т. д.?

— Есть последование ко Святому Причащению. Его читать обязательно. Также обязательно участвовать в суточном круге богослужений накануне причастия. Но те, кто этого сделать не может,  прочитывают различные каноны или акафисты. Это вопрос индивидуальных возможностей. Нужно помнить о главной цели молитвенного правила перед Причащением: оно готовит душу и сердце к встрече с Господом. Нет смысла «вычитывать» какое-то количество молитв и канонов, если за этим теряется внимание и благоговение. Нужно помнить всегда о качестве, и уже потом — об объеме правила.

Архимандрит Георгий (Евдачёв), настоятель Свято-Георгиевского Мещовского мужского монастыря.

Maya